Театр на Юго-Западе
В 1974 году в клубе «Мещерский» состоялся первый «юго-западный» по сути спектакль — «Женитьба Коли Гоголя», а второй премьерой был криминальный фарс «Беда» по мотивам «Беды от нежного сердца» Сологуба. «Беда» игралась в востряковской библиотеке, которой заведовал Валерий Белякович в тесной каморке для хранения макулатуры, на втором этаже, под самой крышей.
Первого сентября 1977 года «Юго-Запад» открыл свой первый сезон. Начались первые практические занятия актерским мастерством. Из двух групп (ребята из Востряково и из ТЮМа) был создан один творческий организм, объединенный своей собственной, «юго-западной» школой лицедейства, основу которой составляли принципы площадного народного театра — «буйство глаз и половодье чувств».
«Урок дочкам» и «Беда от нежного сердца» — первые спектакли, состоявшиеся уже в помещении Театра на Юго-Западе.
Основатель и руководитель театра - Валерий Романович Белякович. Художественный руководитель театра - Олег Николаевич Леушин.
Отзывы о «Театр на Юго-Западе»
Ещё 165 отзывовВсе мы знаем видных театральных режиссёров - Марка Захарова, Галину Волчек, Олега Ефремова, Олега Табакова, Анатолия Эфроса, Юрия Любимова, Романа Виктюка... В одном ряду с ними стоит и заслуженный артист России Валерий Белякович. Наверное, его имя известно лишь искушенному театральному зрителю, но это лишь потому, потому что Мастер был не столь медийным в широких кругах, как его коллеги по цеху. Да и руководил он театром вовсе не в центре столицы, а на окраине Москвы. Причем все создавалось в муках и сложностях. Но и тогда, и сейчас Московский театр на Юго-Западе – одна из ведущих трупп столицы, билеты туда по-прежнему раскупаются очень быстро.
К сожалению, отца-основателя не стало в 2016 году. В память о нем в день его смерти устраивают спектакль «Планета Беляковича». Действительно, Валерий Романович – это не просто планета, это целая Вселенная в театральном мире! Вот представьте, у человека нет театрального образования, он занят в совсем другой сфере, однако посещает народную труппу под руководством Г. Юденича, но и там он – лишь в массовке. И вот однажды, когда заболел ведущий актер, Белякович проявил смелость. Обратился к режиссеру постановки с просьбой отдать эту роль ему, поскольку он незаметно на репетициях выучил текст персонажа. И все бы ничего, но до премьеры оставались считанные дни. В итоге все получилось, да так ладно! На спектакле присутствовала сама министр культуры Екатерина Фурцева, с ее «благословения» и началась деятельность Беляковича как ведущего актера труппы. Уж таков он был человек во всем! Хотел – и добивался своего! Кипучая деятельность, решительный характер, творческий дар... Позже получил режиссерское образование, мечтал о своем театре. А когда обзавелся маленьким помещением (бывшим ЖЭКом) на проспекте Вернадского, вдохнул в него такую жизнь! Его актеры были (и остаются) не просто единомышленниками – вся труппа словно одна семья. А пройти пришлось через сбор реквизита на помойках, круглосуточные репетиции, курьезные истории. Зрители занимали очередь за билетами с раннего утра, еще до открытия кассы. Ого-го как!
Именно богатая событиями жизнь создателя театра и послужила основой спектакля. Мастер ушел из жизни рано, в 66 лет, но успел оставить автобиографический сборник своих рассказов. Они разные по настроению, стилю, посылу. В спектакле были заняты все артисты театра. С каким проникновенным чувством читали они каждый рассказ! Прозвучали лиричные рассказы о детстве, отце, создании театра; юмористические - про посещение Америки, получение награды от президента России, гастроли в Японии и др. Мы, зрители, и смеялись, и смахивали слезы, предательски появляющиеся на глазах. Было удивительное ощущение, что Учитель здесь, рядом, незримо присутствует в зале и продолжает окормлять свою любимую труппу...
Музыкальным оформлением спектакля послужила музыка великого Владимира Косма. Это было невообразимо прекрасно! Листайте слайдер, чтобы проникнуться атмосферой Театра на Юго-Западе. А лучше приезжайте на спектакли – их здесь много, и они действительно уникальные!
Была на премьере спектакля "Мертвые души". Фантасмагорические нотки, едва уловимые в поэме Гоголя, автор текста инсценировки Павел Сурков сильно акцентировал, использовав приличные куски из других произведений. Получилось цельно, назидательно и мрачновато. Пронырливый Чичиков у драматурга стал ловцом человеческих душ, погрязших в пороках. Не поздоровилось ни одному из помещиков, с кем происходили встречи. Даже помещицу Коробочку не пощадили. Скиталец Чичиков в исполнении Антон Багиров загадочен, отстранен и непреклонен в своем стремлении очистить землю от Мертвых душ, которые ему видятся в потерявших человеческий облик помещиках.
Режиссерские решения Михаил Белякович по сценическому воплощению постановки выдержаны в стиле Юго-Запада. Музыкальное сопровождение и декорационное оформление мне понравились. Остались вопросы к динамичности действия, из-за некоторой затянутости отдельных монологов, и к излишнему пафосу и нравоучительности финала. Надеюсь, что спектакль обретет легкость и займет постоянное место в афише Юго-Запада
Посмотрела очередной шедевр - премьеру «Мертвые души».
Не зря Михаил Белякович так долго вынашивал идею этой постановки – в ней все продумано им до мелочей – он же и соавтор текста, и сценограф, и автор идей костюмов, и пластическим рисунком спектакля тоже занимался, не говоря уже о том, что самолично подбирал музыкальное оформление к действию!!!
Игра стОила свеч! О его спектакле говорит уже вся театральная Москва!
Взяв за канву произведение Гоголя и его персонажей, они с Павлом Сурковым вложили в свой текст совсем другую идею.
Помещики здесь – олицетворение людских грехов, в которых они так повязли, что и облик человеческий уже потеряли.
Высший свет уездного города NN режиссер увидел в виде зомби – с соответствующей пластикой и речью. В программке они обозначены как Души и живыми их уж точно не назовешь – перед нами эдакие омертвевшие души в живом теле. А Губернатором над этими Душами Михаил Белякович поставил себя.
И появляется в этом городе NN Чичиков (Антон Багиров) со своим слугой Селифаном (Артур Хачатрян), но цель у них далеко не такая прозаическая, как у Николая Васильевича.
Сценаристы превратили Чичикова в Черного Ангела, который, во искупление своих грехов должен истребить на Земле человеческие пороки и таким образом очиститься.
И поехал он к гоголевским помещикам, чтобы «купить» их порочные, давно уже ставшие мертвыми, души.
То, с какой изобретательностью режиссером придуман и поставлен каждый визит Чичикова, заслуживает лишь похвал!!! Также и то, как актеры изобразили свои персонажи. Просто высший пилотаж!!!
Главная фишка этого спектакля – огромный подвижной круг на сцене, на котором и вокруг которого и происходит действие. Он выступает то как карточный стол, то как танцпол, да еще и хранит в себе разные секреты – в нем открываются люки, из него достают какие-то предметы… Сам режиссер называет свое изобретение «жерновами, колесом сансары и музыкальной шкатулкой, в которой все происходит».
Не обошлось, конечно же без знаменитых юго-западных зеркал и их магического света.
Еще одна фишка – театр теней. Мистика так мистика!!!
Темноты в спектакле с избытком. На пресс-конференции актерам даже задали вопрос – как они в полной темноте оказываются на сцене «в нужном месте, в нужное время»? Оказалось, что есть какие-то невидимые зрителю маячки, на которые они ориентируются.
При этом, как Андрей Кудзин в кромешной тьме оказался под потолком сцены, да еще и вниз головой (Паук же его сластолюбивый Манилов) для меня так и сталось загадкой...
И таких моментов, когда зрители то от удивления, то от восхищения «ахают» и «охают», в спектакле Михаила Беляковича не счесть!!!
Как бы поставить не 5 звёзд, а сто? А? Как обычно особенная, характерная, потрясающая атмосфера: свет-звук, тени, зеркала, туманы! Даже запахи! Да, вам не показалось - в постановке используют и ароматы тоже для усиления эффекта.
Начинается легко и просто, даже разудало да легкомысленно, с прибаутками и кокетством. А потом глубокая мистика, и уже не балагур-мошенник ищет мертвые души. И не демон мщения наказывает настоящие мертвые души. А ангел пытается спасти их. Только вот не выходит, совсем пропащие. Сидеть во все глаза глядеть надо, потому что вот в центре действие, а вот танцоры, а вот экраны в которых руки создают тени. Много неожиданностей, иллюзии.Актёры появляются внезапно и совершенно не там где их ждёшь, центральная сцена-барабан трансформируется несколько раз и каждый раз неожиданно. В целом восторг и потрясение! Впрочем как всегда в этом театре.
Знакомство с театром у меня началось со спектакля - "Мёртвые души". Это восторженный восторг! Что-то невероятное, мощное, будоражащее и встряхивающее! Я жадно ловила каждую секунду спектакля, была максимально включена в происходящее, находилась «здесь и сейчас» и бесконечно н а с л а ж д а л а с ь!!! И даже 160 минут спектакля мне оказалось мало!
Жанр спектакля – мистический триллер. И что-то мне подсказывает, что в зале был невидимых зритель - Николай Васильевич Гоголь. И кажется ему тоже очень и очень понравилось. В этом спектакле не ставится задача сделать близко к тексту. В нем угадываются и другие произведения писателя, прозвучат и монолог из повести «Страшная месть», и авторский текст создателей спектакля и даже отрывки из Библии. Постановка получилась максимально с г о г о л е в с к и м духом.
Все мы в школе, не без подсказки учителя литературы, поняли, что «мертвые души» — это не только умершие крестьяне, которых называли «душами», потому что они не считались людьми, так - имущество с душой. «Мертвые души» – это ещё и души самих помещиков, которые, хоть и считались людьми, были свободны, но уже без вот этой самой души. Их души разложились, погибли от непрекращающихся грехов.
Так вот в театре на Юго-Западе роман вывернули наизнанку и визуализировали как раз тот самый скрытый подтекст.
Люди, танцующие на балу у губернатора - наполовину зомби – вроде и люди, а вроде и мертвецы, смотря с какой стороны посмотреть. Это выражается и в костюмах, и в гриме, и в механических движениях, и в замедленном голосе.
А Чичиков - Антон Багиров - и вовсе не человек - падший ангел, пришедший за «мёртвыми душами». Он хоть и интересуется, сколько у помещика числится мёртвых душ по домовой книге, но при этом и не скрывает, что ему нужна всего одна. У меня совершенно не возникало вопросов, почему на роль Чичиков поставили артиста, не подпадающего под гоголевское «среднего роста, плотного телосложения». Есть в нём что-то мистическое, глубокое, надчеловеческое, разоблачающее. И его слуга Селифан - Арутюн Хачатрян- наряду с Чичиковым, играет в спектакле весомую роль. С ним также в процессе пути происходят изменения, рост души.
Все помещики показаны очень ярко, выпукло, сатирически. В определённые моменты каждый персонаж начинает напоминать по повадкам, звукам, движениям какое-то животное. Это двуличие, которое видит в помещиках Чичиков. Вроде человек, а вроде свинья или крыса… С какой стороны посмотреть. Актёрский состав очень сильный. Максим Гигенин - Собакевич, Антон Белов - Ноздрев, Андрей Санников - Плюшкин, Андрей Кудзин - Манилов, Ксения Ратнер - Коробочка. И про каждого могу сказать – «Боже, какой типаж! Браво, браво! Я не узнаю Вас в гриме». При всей трагичности истории - люди погрязли в грехе, умирают. Но не смеяться, глядя на них просто невозможно! У меня пожалуй первый раз есть желание пересмотреть спектакль не через какое-то время, а вот хоть прямо сейчас.
В повести традиционно считается, что встречи Гоголь расположил по степени **********, умерщвления души. Но это достаточно условно и спорно. Как измерить на сколько процентов твоя душа мертва - на 70 или 75…И какой грех страшнее? В спектакле последовательность встречи Чичикова с помещиками изменена. Почему? Я не вкладываю особых смыслов в очередность. На мой взгляд, это просто художественное решение, максимально эффектная подача по режиссёрскому видению. Под самый финал оставляют Коробочку Ксения Ратнер, ожидая, что она произведёт максимальное впечатление. И это действительно так. Коробочка, своим малодушием, затворничеством, запертостью в себе, одиночеством больше всех приближена к основной массе людей. Такой незаметный и, казалось бы, безобидный грех. Отгородиться от внешнего мира, с его проблемами, вызовами, спрятаться в своей скорлупке, своей коробочке.
Но душе, чтобы жить важно не только не совершать зла, которое её убивает, но и совершать добро, помогать людям, проявлять душевность, нужно обязательно кого-то ЛЮБИТЬ и о ком-то заботиться!! Без этого душа чахнет, уменьшается. А ещё Коробочка была единственным персонажем, который в своем монологе плакала.
Образ получился невероятно эффектным – совершеннейшая жаба с характерными движениями, раздувающимися щеками, квакающим голосом, с красными кругами под глазами. Мне это очень напомнило женщину, сидящую в декрете. Прямо наглядное пособие, что происходит с мамой без помощи и поддержки, когда она слишком долго находится одна в доме-коробочке.
А способ смерти был вообще, как из какого-то голливудского ужастика.
Инсценировкой спектакля занимались Михаил Белякович и Павел Сурков. Разноцветный свет в кромешной тьме, мощная музыка, тени, дым, завораживающие художественные эффекты, зеркала и вращающееся колесо-сцена подхватили и закружили меня подобно торнадо. Полулюди-полузомби, полупомещики -полузвери, разлетающиеся карты и деньги, настоящая русская баня, появляющаяся из ниоткуда, паучьи сети, всё окутано притягательной мистикой.
Подбор музыки потрясающий. Было бы даже интересно посмотреть этот спектакль с закрытыми глазами, будет всё равно много чувств и эмоций. Музыка очень разная, местами даже контрастная, от тяжелого рока до колокольного звона. Мне всё это дико понравилось!!
Михаил Белякович, кроме того, исполнил в спектакле роль губернатора – глава этого «Содома и Гоморры», важный, с орденом на груди и с прищуренным глазом, подозрительный и вызывающий подозрение. Вспоминается русская пословица: «Каков поп, таков и приход».
И меня очень порадовал финал. Да, не по Гоголю, без птицы-тройки –России с обманувшим всех Чичиковым. Но ведь то был и не финал. Николай Васильевич ведь планировал продолжение. Вот и помчал читателей в новое путешествие на символической тройке. В спектакле же нас довели до приоткрытой двери, сквозь которую был виден свет. Финальный монолог – авторский текст, рожденный в муках и радостях совместного творчество создателей спектакля.
Я настоятельно рекомендую всем сходить на этот спектакль! Школьникам идти просто обязательно! Простое, понятное и душевное содержание в эффектной, цепляющей форме. И подростки оценят, и учителя будут довольны.
Спектакль "Мертвые души" погружает в такой невероятный аудиовизуальный ряд, что перехватывает дыхание! Музыка, ритм, хореография кружат в гоголевском танце без права на остановку! Такого Чичикова и остальных известных героев Гоголя мы еще не видели! Они превратились в полулюдей-полуживотных. Декорации сцены выполнены так, что центральный круг это жернова судьбы, колесо Сансары, и в то же время, музыкальная шкатулка, в которой всё и происходит. Таинственным образом, круглая сцена превращается и в баню, и в игровой стол, и танцевальный зал, а в конце вообще трансформируется в прозрачную коробку Гудини, и конечно же ждите трюка в конце! Временами даже будет страшно, это же мистический триллер, но дико интересно.
Собиралась посетить юбилей Александра Шатохина в Театре на Юго-Западе, а попала на удивительный спектакль!
Конечно, когда я шла в театр, я не ожидала, что увижу такой яркий и увлекательный спектакль. В этом и заключается прелесть творческих вечеров: никогда не знаешь, что тебя ждёт в зале.
Когда я вошла в арт-кафе, передо мной предстала сцена, которая, судя по декорациям, напоминала спортивный зал. Оформление было настолько интересным, что сразу сложно было понять, о чём будет спектакль.
За несколько минут до начала, когда все гости уже собрались, на сцену вышел художественный руководитель — Олег Леушин. Он рассказал зрителям, что сегодня особенный вечер, ведь Александру Шатохину исполняется 50 лет! Юбилей! В такой день мечты должны сбываться, а юбиляр мечтал порадовать зрителей новым и увлекательным спектаклем.
Спектакль назывался «Школа для эмигрантов». В нём Денис Нагретдинов и Александр Шатохин затронули очень важные темы, о которых не принято говорить. Казалось бы, человек ходит на работу, улыбается окружающим, но никто не знает, что у него на самом деле на душе, чем он живёт. И никто не думает, а вдруг он одинок? Вдруг у него проблемы? И иногда за громкими уверенными словами и такой же известной и громкой фамилией скрыт одинокий и ранимый человек.
Оба актёра, Александр Шатохин и Денис Нагретдинов, в этом спектакле такие разные, но так хорошо дополняют друг друга! Это действительно интересно и необычно. А как интересно мыслят герои спектакля! Столько ярких и смешных, но таких правдивых фраз! Над некоторыми я хохотала просто до слёз! Спектакль мне очень понравился именно из-за насыщенности, жажды жизни героев и неподдельных эмоций! Было действительно потрясающе! Просто браво! Меня очень тронуло, как труппа театра поддерживала Александра Шатохина и Дениса Нагретдинова — это было так трогательно! Настоящая дружба! Спасибо за прекрасный спектакль!
Празднование Дня города в Театре на Юго-Западе стало настоящим событием. Энергия этого вечера зашкаливала! Художественный руководитель Олег Леушин, вечный двигатель театрального мира, даже на расстоянии сумел передать праздничное настроение, поздравив с юбилеем актёра Артура Хачатряна по телефону – поздравление, кажется, затмило даже сам 876-летний юбилей Москвы!
На сцене блистали звёзды Театра на Юго-Западе: Антон Белов, Максим Гигенин, Ксения Ефремова, Татьяна Городецкая, Игорь Золотарёв, Константин Курочкин и Елена Шестовская. Их выступление было настолько *************, что Есенин, Барто и сам Фёдор Глинка, сиди они в зале, непременно бы поаплодировали стоя. Зал превратился в единый организм, подпевая знакомые с детства мелодии – "Улочки московские", "А я иду шагаю по Москве" и другие шлягеры. Ностальгия, да, но такая тёплая, искренняя, пронизанная радостью и общим чувством единения.
Кульминацией вечера стало исполнение Татьяной Городецкой песни "Московские окна". Это было не просто пение, а волшебство, которое ********* всех присутствующих. В тот момент казалось, что сам зал вот-вот взлетит от бурных оваций и восторженных криков.
Впечатления от этого концерта останутся надолго. Даже наиболее скептически настроенные зрители, если такие и были, не смогли устоять перед магией праздника. Это был вечер, который невозможно забыть.
Празднование Дня города в Театре на Юго-Западе стало настоящим событием. Энергия этого вечера зашкаливала! Художественный руководитель Олег Леушин, вечный двигатель театрального мира, даже на расстоянии сумел передать праздничное настроение, поздравив с юбилеем актёра Артура Хачатряна по телефону – поздравление, кажется, затмило даже сам 876-летний юбилей Москвы!
На сцене блистали звёзды Театра на Юго-Западе: Антон Белов, Максим Гигенин, Ксения Ефремова, Татьяна Городецкая, Игорь Золотарёв, Константин Курочкин и Елена Шестовская. Их выступление было настолько *************, что Есенин, Барто и сам Фёдор Глинка, сиди они в зале, непременно бы поаплодировали стоя. Зал превратился в единый организм, подпевая знакомые с детства мелодии – "Улочки московские", "А я иду шагаю по Москве" и другие шлягеры. Ностальгия, да, но такая тёплая, искренняя, пронизанная радостью и общим чувством единения.
Кульминацией вечера стало исполнение Татьяной Городецкой песни "Московские окна". Это было не просто пение, а волшебство, которое ********* всех присутствующих. В тот момент казалось, что сам зал вот-вот взлетит от бурных оваций и восторженных криков.
Впечатления от этого концерта останутся надолго. Даже наиболее скептически настроенные зрители, если такие и были, не смогли устоять перед магией праздника. Это был вечер, который невозможно забыть.
Празднование Дня города в Театре на Юго-Западе стало настоящим событием. Энергия этого вечера зашкаливала! Художественный руководитель Олег Леушин, вечный двигатель театрального мира, даже на расстоянии сумел передать праздничное настроение, поздравив с юбилеем актёра Артура Хачатряна по телефону – поздравление, кажется, затмило даже сам 876-летний юбилей Москвы!
На сцене блистали звёзды Театра на Юго-Западе: Антон Белов, Максим Гигенин, Ксения Ефремова, Татьяна Городецкая, Игорь Золотарёв, Константин Курочкин и Елена Шестовская. Их выступление было настолько *************, что Есенин, Барто и сам Фёдор Глинка, сиди они в зале, непременно бы поаплодировали стоя. Зал превратился в единый организм, подпевая знакомые с детства мелодии – "Улочки московские", "А я иду шагаю по Москве" и другие шлягеры. Ностальгия, да, но такая тёплая, искренняя, пронизанная радостью и общим чувством единения.
Кульминацией вечера стало исполнение Татьяной Городецкой песни "Московские окна". Это было не просто пение, а волшебство, которое ********* всех присутствующих. В тот момент казалось, что сам зал вот-вот взлетит от бурных оваций и восторженных криков.
Впечатления от этого концерта останутся надолго. Даже наиболее скептически настроенные зрители, если такие и были, не смогли устоять перед магией праздника. Это был вечер, который невозможно забыть.