Отзывы о "Шалом"
Всего пару дней назад я посмотрела здесь спектакль, основанный на двух ветхозаветных книгах - «Экклезиасте» («Книге Проповедника)» и «Песне песней», а увиденную сегодня постановку можно смело назвать изложением «Книги бытия», ведь в спектакле недавнего выпускника ГИТИСа Ярослава Жевнерова рассказывается история героя, воплощающего в себе аллегорически целый народ, где рождение - Сотворение мира, затопленный дом - Великий потоп, шкаф, на котором он плывет с соседями - Ноев ковчег (у зрителей, обладающих знаниями как библейской, так и в новейшей истории еврейского народа, ассоциативный ряд будет гораздо шире).
Пьеса Виктории Костюкевич, по которой поставлен спектакль, cтилизoвaнa пoд cлoг Вeтхoго Зaвeтa.
«Это пьеса о том, что человеческая жизнь коротка и бесценна. О другом сегодня нет смысла говорить», - так о ней отозвался режиссер Ярослав Жевнеров.
Входя в зал, зритель видит практически пустую, зacыпaнную пecком cцену, cимвoлизиpующую, по задумке сценографа Софьи Шныревой, «пустыню, где зарождается весь мир».
Затем появляется старик Шауль, poдившийcя в eвpeйской ceмье в нaчалe пpoшлого вeка и oбpaщается к зaлу co cлoвaми: «Не смешите меня, если вдруг думаете, что время, которое выпало вам, - самое тяжелое».
А дальше, в течении часа с небольшим перед нами проносится вся его жизнь от рождения до смерти, вернее, не сама жизнь, а обрывочные предсмертные воспоминания о ней старого больного человека, которому осталось жить чуть более пяти минут…
Пуcтoe пpocтранствo пocтепенно зaпoлняетcя coбытиями из жизни гepoя, вoзникaющими из нeдp eгo пaмяти.
Историю жизни Шауля, в которой было мнoгo cмешнoгo и гpуcтнoгo, cтpaшнoгo и пpeкpacно-poмaнтичнoгo, игpaют шecть талантливых мoлoдых актepoв, постоянно пepeвоплощaяcь с помощью кaкогo-то пpeдмета или дeтaли кocтюма в paзных пepcoнaжей.
Кому-то эта история покажется почти фантастической, а кто-то считает в ней весьма глубокие смыслы. В целом же, постановка Ярослава Жевнерова – это лишнее нaпoминaние всем нам о том, что кaждый миг жизни бecцeнeн, а пaмять o cвeтлых мoмeнтaх ocтаeтcя c нaми нaвceгдa.
Мастерски выстроенный визуaльнo-плacтический pяд спектакля зaхвaтывaeт cpaзу – здесь можно увидеть и хopeoграфическиe экзepcисы на уcыпaнной пecком сцeнe (режиссер по плacтике Никитa Пeтров), и бьющих плacтиковыми хвocтиками pыбoк нa бaтapейках, и ростовую куклу со зловещим лицом (бандит «Гнилой рот»), и смешную маску, изображающую жениха Геулы (сцена с ним –просто восторг!!!), а окeaнский лaйнep и вoлны пoкaзаны чepeз пpoeкцию вoлос героини на экран. И еще много необычного и оригинального.
В то, что спектакль достучался, судя по бурным аплодисментам, до сердец зрителей, внесли свою лепту и худoжник пo свeту Аннa Коpoткова, и музыкaльный рукoвoдитель тeaтpa «Шaлом» Лepa Кoгaн.
Про талантливые актерские работы и говорить не стОит – на сцене один артист лучше другого!!! Браво всей шестерке!!!
С приходом на должность художественного руководителя Олега Липовецкого и окончанием затянувшегося на многие годы ремонта, Театр «Шалом», подобно птице Феникс, «возродился из пепла». И не просто возродился, а так громко о себе заявил, что ему предоставили новую площадку на Новослободской (там, где был ЦИМ, а потом ШДИ), где спектакли идут на Большой и Малой сценах!!! Но и свои родные стены на Варшавке они не покидают и вот там-то я и посмотрела совершенно необычный спектакль «Песнь любви. Песнь скорби» - воплощение на театральной сцене, ни много ни мало, текстов Ветхого Завета!!!
Слова библейской книги обработаны драматургом Егором Зайцевым, а за визуальное их воплощение отвечали режиссер, Лауреат «Золотой Маски» - Полина Кардымон; хореограф Никита Петров; художник, Лауреат «Золотой Маски» Анастасия Юдина; саунд-дизайнер Владимир Бочаров и художник по свету, Лауреат «Золотой Маски» - Константин Бинкин.
В спектакле нет героев – семь действующих лиц обозначены как «первый человек», «второй человек» и так далее. Действие его происходит на двух подиумах, образующих между собой подобие креста, в полумраке и дымке...
Вопреки названию, «Песню скорби» показывают первой. Слова древнееврейской мудрости Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме из «Книги Проповедника», многие из которых как нельзя актуальны и в наше время, произносит красивым голосом, оттененным звуковыми эффектами, Григорий Каганович, а остальная шестерка, одетые как бомжи, вторят ему пластическим рисунком, органично сочетающимся со звучащим текстом («тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим»).
Из глубины сцены на подиум периодически выкатывается огромный шар (как я поняла – образ сизифова камня), так и норовящий раздавить под собой этих «человеков».
Все происходящее в первом акте действует на зрителя, как «удав на кролика», завораживая и вводя постепенно в состояние транса, из которого его отпустят лишь минут через сорок, дав пятнадцатиминутную передышку, после которой великолепная шестерка сбросит свои одежды, и, оставшись лишь в облегающих купальниках, будет энергично двигаться под пронизанные эротикой слова «Песни песней», сначала зачитываемые все тем-же Григорием Кагановичем, выступающим здесь уже царем Соломоном, затем эти же слова произносятся уже остальными персонажами, постепенно переходя в рэп, а потом и вовсе поются рок-музыкантами. А на подиуме в это время происходит сначала свадебный, а потом погребальный обряд.
На этом спектакле ты полностью от всего отрешаешься и плывешь по одной волне с актерами. Мне понравилось!!! Жаль только, что возвращение к суровым реалиям, происходит очень быстро…
Спектакль «Обычная человеческая история»
Новые театры я открываю для себя всегда осторожно, наощупь, и всегда немного нервничаю (как когда яндекс навигатор предлагает сделать пересадку на незнакомой тебе станции метро). Здесь же я переживала вд*****, потому что Шалом - это еврейский театр, а судьба этого народа всегда вызывает у меня смешанные чувства восхищения, вины, щемящей боли и сопереживания.
В итоге, зря переживала (как обычно). В описании к спектаклю указан жанр "драма, переходящая в комедию и обратно" и это идеальное определение. Да, здесь раскрываются серьезные темы и много непростых сцен, но общая картина совсем не воспринимается, как что-то подавляющее, даже наоборот, дарит тепло и надежду на то, что всё будет хорошо, рано или поздно.
Мне совсем не хочется пересказывать сюжет, он по сути полностью умещается в названии спектакля. А вот своими впечатлениями я очень хочу поделиться. В Москве я была уже более чем в семидесяти театрах и меня мало что способно удивить, но этим ребятам это удалось. В первую очередь режиссурой, техникой и теми приемами, которые использовались на сцене. Это свежо, оригинально и так прекрасно! Сцены с использованием кукол - восторг. Сцена с рыжим морем - восторг.
А сцена с поцелуем просто самая лучшая. Эта пауза длиною в вечность, когда ты сидишь и не понимаешь, почему всё замерло, ждешь продолжения и каких-то действий. А на самом деле тебе нужно прочувствовать этот момент до конца. Это же ПЕРВЫЙ поцелуй, такой важный момент, с которого начинается та жизнь, в которой ты больше не один.
В целом, весь спектакль состоит из потрясающих сцен, как лоскутное одеяло. И всё это сделали возможным 6 невероятно талантливых актера. Позвольте. я перечислю их имена, потому что каждый из них достоин упоминания: Николай Балобан, Федор Бычков, Элизабет Дамскер, Алесия Некрасова, Елизавета Потапова, Сергей Шадрин. Молодые, харизматичные, многогранные. Эти люди отыгрывали на сцене много разных, почти противоположных персонажей. И делали это так, что под конец спектакля я была влюблена в каждого из них.
"Обычная человеческая история" - это история, которую рассказывает один человек, но при этом в его жизнь вплетены библейские мотивы. Так как я плохо знакома с Библией, признаюсь, не все сцены спектакля мне были понятны, но тут уж виновата лишь я, что плохо подкована. И для меня это не было недостатком, потому что я могла интерпретировать эти моменты на свой лад.
Огромное спасибо театру за удовольствие, за прекрасное исполнение, за сценарий, за чувство юмора ("то хрень, то чудо, то чудо, то хрень"), за оформление сцены, за атмосферу, за профессионализм и за желание вернуться.
"Обычная человеческая история" в театре Шалом
Спектакль начинается со смерти главного героя, его смертью и заканчивается. За те несколько секунд, пока бьется сердце, перед внутренним взором Шауля пролетает вся его жизнь. Какой она была? Это нам решать. Сам Шауль считает, что не было на свете человека, счастливее его. И это несмотря на две *****, погромы, смерти и потопы. Зато была большая любовь, семья, дети, много света и доброты.
Все создатели спектакля "Обычная человеческая история" очень молоды. Молоды драматург Виктория Костюкевич, режиссер Ярослав Жевнеров, художник Софья Шнырева. Молоды и актеры: Николай Балобан, Федор Бычков, Элизабет Дамскер, Алесия Некрасова, Елизавета Потапова. Сергей Шадрин постарше, но какие его годы.
На фоне общей молодости создателей, спектакль потрясает своей мудростью, и одновременно с мудростью своей наивностью и искренностью. Спектакль идет всего полтора часа, но в эти полтора часа вместилась не только долгая жизнь героя, но и основные главы Ветхого Завета: Сотворение мира, Потоп, Ноев ковчег, Исход и обретение Земли Обетованной - вся история еврейского народа отразилась в судьбе Шауля.
Действие спектакля происходит на практически пустой сцене, лишь семь стульев, среди которых не найдешь и двух одинаковых, как не найдешь двух одинаковых людей, хоть обыщи целый свет. И ковер цвета песка, цвета пустыни - здесь одиноким рождается главный герой и здесь одиноким он умирает.
Виктория Костюкевич определила свою пьесу как драму, переходящую в комедию и обратно, а режиссер и художник столько всего напридумывали, что следить за действием невероятно интересно. Каждый из актеров играет по несколько ролей, а одного и того же героя воплощают несколько актеров. Но действие устроено столь образно и логично, что эта игра со зрителями воспринимается легко, а интерес к действию только возрастает по мере его развития.
На сцене, в помощь актерам, появляются и ростовые куклы, выглядящие и действующие как живые. Дряхлый жених одной из дочерей Шауля - настоящий маленький театральный шедевр, достойный премии. Только кажется такую номинацию еще не придумали. И сцена с рыбой, заглотившей пророка, прекрасна. Да собственно в спектакле "Обычная человеческая история" прекрасно все - его интересно смотреть, а потом интересно размышлять об увиденном. От этой работы театра Шалом я получила громадное удовольствие. Чего и вам желаю.
"Песнь любви. Песнь скорби". В театре "Шалом"
После значительного перерыва побывала я в театре "Шалом". Ну что сказать - мне здесь нравится. Стильное пространство, любезные сотрудники, приветствие "шалом" на входе опять же радует. И явно чувствуется уважение к зрителю. Я это уважение определяю по расстоянию между рядами. Театры, экономящие сантиметры и заставляющие ранее пришедших вставать, чтобы пропустить припозднившихся, с трудом протискивающихся к своим местам, занимают нижние строчки в моем рейтинге. В театре "Шалом" нас явно любят: можно спокойно сидеть когда мимо вас проходят - уважаю.
А смотрела я спектакль "Песнь любви. Песнь скорби", поставленный Полиной Кордымон по пьесе Егора Зайцева, написанной по мотивам "Книги Екклесиаста" и "Песни Песней".
Я не великий знаток религиозных текстов. Так, знаю кое-что по картинам Третьяковки и Эрмитажа, ну и художественная литература подсобляет, а в основном в голове сумбур. Но, на удивление, посылку спектакля я кажется поняла, хотя воспринимала его в основном как пластический. Тем более, что хореографии Никиты Петрова там отводится значительная часть времени. Рождение из копошащейся биомассы хомо сапиенсов впечатляет. Человеки в спектакле, не зависимо от пола, называются по номерам. Первый Человек - Григорий Каганович, эдакий мудрый и седовласый Саваоф, почти сразу опускается до нашего, зрительского уровня, с которого так удобно глядеть на происходящее со стороны. Другим человекам этого не дано, им бы спастись от накатывающего шара судьбы, громадного и безмолвного, готового раздавить слабых или недостаточно шустрых. Сизиф - Второй человек, конечно же это женщина (Евгения Романова), неимоверными усилиями останавливает камень, отталкивает его, спасает пока еще даже не людей, а существ, готовых стать людьми.
Черный зал, черно-белая сцена перечеркнутая прожекторами, неспешный темп действия, мудрые речи, звуки нарастающего гула и полумрак вводят почти в транс. Начинаешь сопереживать и чувствовать на уровне первобытных инстинктов. Мозг молчит. Или молча сопротивляется... Понимание приходит после антракта. Сила любви сильнее силы смерти. "Песня песней" ближе и понятнее нам чем "Екклесиаст". Человек, умеющий любить, которому есть кого любить, не только камень остановит, но и горы свернет. Теперь уже пять человеков защищают двоих. Защищают любовь, земной шар, будущее. В этом мире всегда найдется от чего спасать. А так хочется мира, тишины, понимания и любви.
Я люблю театр, во многих московских была, и в знаменитых, и в малоизвестных, а вот в театре Шалом никогда. Слышала конечно о нем и даже пару лет работала почти рядом, но его спектакли обходила стороной, не хватало видимо внутреннего посыла. И наконец, начитавшись восторженных отзывов поклонников, решилась.
Для знакомства выбрала самую свежую премьеру "Шалом 48-23" (режиссер Олег Липовецкий). Долго ломала голову над этими цифрами: применяла нумерологию, складывала, вычитала. Наконец сдалась и нашла на страничке театра Шалом объяснение: "1948-й - год убийства Соломона Михоэлса, актёра и режиссёра, одного из руководителей Московского государственного еврейского театра (ГОСЕТ), которому наследует «Шалом». В том же году родился Геннадий Абрамов, старейший действующий артист театра. 2023 год - наше время и точка осмысления нового импульса в развитии «Шалома».
Анонс звучал не по-детски значимо, но при этом "Шалом 48-23" позиционируется как спектакль-концерт, где много музыки и песен. Что-то в моем мозгу не складывалось. И в реале спектакль поначалу распался для меня на две составляющие: в первом действии непростая история еврейского театра, а во втором душевные воспоминания его нынешних актеров. Музыка, песни и даже танцы тоже были. Но сейчас, после трех дней раздумий, я понимаю, что все в этом спектакле правильно и закономерно. Все мы, хотим этого или нет, но вырастаем из истории нашей страны: помнить ее тяжело, забывать преступно. Но мы еще живем и среди людей, среди бездны судеб, среди их невероятного переплетения.
Хор "О потерянной Родине" из Набукко, прозвучавший в начале спектакля, сразу задал ему высокую планку: спектакль, начинающийся с такой гениальной музыки, не может быть плохим, просто не имеет права. И происходящее на сцене засасывает в воронку воспоминаний, не оставляя зрителей равнодушными. Интересна сценография, очень лаконичная, но дающая простор действию, под стать сценографии графичны черно-белые костюмы (художник Ксения Сорокина). Интересно решен видеоряд на заднике сцены, особенно трогательно вписаны в него детские фотографии актеров (видеохудожник Илья Старилов). Замечательно поставлены музыкальные номера (музыкальный руководитель Лера Коган).
Действие спектакля развивается так естественно, так гармонично, что кажется слова и воспоминания рождаются здесь и сейчас, безо всяких заученных ролей и предварительно написанного сценария. Но в этом и состоит мастерство драматурга (Лара Бессмертная): разрозненные и разновременные воспоминания складываются в гармоничный хор, подобный хору из "Набукко", прозвучавшему в начале спектакля.
Очень тронуло внимательное отношение администрации театра к зрителям: перед началом директор театра извинилась за почти незаметный запах в зале от нескончаемого ремонта.
Тронуло и теплое отношение к актерам: 46 лет назад, в день нашего спектакля, 30 сентября 1977 года, в театре начал работать его старейший артист Геннадий Михайлович Абрамов, и это событие было отмечено цветами и поздравлениями. Никогда раньше не видела, чтобы отмечали день приема на работу. А ведь приятно!
Ни на что не хватает дней, катастрофически не хватает. Встречи с театрами, в которых еще не бывала, становятся все более желанными и радостными. Так и хочется перефразировать Высоцкого: "Лучше театров могут быть только театры, в которых еще не бывал!"
Одной из причин, по которой я люблю театр, является возможность совершить путешествие во множество разных жизней за свою одну. А если жизни не вымышленные, то это еще более ценно. Главное, чтобы документальное было художественно оформлено и лишено повседневных пресности и сухости. Очередное такое путешествие я совершила в театре "Шалом", куда я приехала на премьерный спектакль-концерт "Шалом 48-23" и где неожиданно для себя я сделала открытие: театр - живой организм, который развивается, болеет, адаптируется, расцветает... Но обо всем по порядку!
Гостей и на входе, и в раздевалке, и в буфете, и в зале встречали словом "шалом", что переводится с иврита как "мир". В буфете был накрыт стол, где стояли тарелки с разным печеньем, яблоки с медом, гранаты и чай/кофе, чтобы зрители могли вместе с Театром отпраздновать не только премьеру, но и еще один праздник - Рош ха-Шана - начало года в еврейском календаре. Яблоки с медом - одна из традиций в этот день - евреи макают кусочки яблок в мед и произносят пожелание, чтобы наступающий год был хорошим и сладким! Я тоже присоединилась к традиции, и хочу пожелать театру "Шалом", чтобы следующий год для всей команды был намного слаще нелегкого для всех предыдущего!
"Шалом 48-23" - это автобиографический спектакль, в котором рассказывается история Театра от 1948 года, когда в автокатастрофе погиб художественный руководитель Соломон Михоэлс, до современного "Шалома" под руководством Олега Липовецкого. При создании спектакля использовались документальные материалы, предоставленные Государственным центральным театральным музеем им. А. А. Бахрушина, Российским государственным архивом социально-политической истории, Российским государственным архивом кинофотодокументов. Но при этом, постановка столь прекрасно художественно сложена, что воспринималась как великолепная глубокая художественная драма. Сочетающая в себе множество элементов, она затянула, взволновала и оставила неизгладимые впечатления. Очень хочется отметить костюмы - черные, строгие, словно не законченные, прошитые толстыми белыми нитками, в некоторых местах напоминающими цицит.
Судьба Театра напрямую связана не только с историей России со всеми ее треволнениями, но и с тяжелой историей еврейского народа, и от этого становится особенно горько. В постановке регулярно звучали имена людей, которых все мы знаем с детства: Сталина, Гагарина, Фурцевой и многих других. Звучали красивые песни, но я знала лишь немногие. На экране позади сцены показывали документальные кадры и фотографии. Жаль только, что стенку с нижних крайних сидений практически на видно. Силой кинематографических средств, музыкального сопровождения, великолепных голосов артистов перед зрителями возникла полная картина, картина объемная, уходящая в далекое прошлое, к ГОСЕТу (Государственному еврейскому театру). Рассказы актеров чередовались, увлекая гостей, делая их свидетелями событий еще таких живых историй, постепенно превратившихся в откровенный разговор в настоящем. Каждый ответил зрителям, а может и себе, на главный вопрос: "Почему?" Несмотря на более чем трехчасовую продолжительность, смотрелось легко, и время пролетело мгновенно.
Я впервые в театре "Шалом", и пока не знаю их фирменного стиля, специфики постановок. Но их музыкальный спектакль получился необыкновенно красивым, трогательным и живым. История театра взволновала особенно тем, что он продолжил существование благодаря всего лишь нескольким людям, которые не желали сдаваться и продолжали упорно надеяться и делать свое дело, которое они делают лучше всего - играть! Играть, пусть даже в составе ансамбля при Москонцерте, играть даже перед полупустым залом, играть, потому что спектакли - это сердцебиение Театра! Так же как и тогда, сейчас актеры играют с полной отдачей и верой только в лучшее! Всего за одну постановку успела проникнуться игрой, наверное, половины труппы: Геннадия Абрамова, Ольги Гринштейн, Вероники Патмалникс, Карины Пестовой, Елизаветы Потаповой, Янины Хачатуровой, Антона Ксенева и Дмитрия Уросова.
Это был очень необычный вечер во всех отношениях. Кроме знакомства с новым для меня театром и просмотра чудесного спектакля, я в этот вечер вспомнила, как когда-то очень близко общалась с мовелем Мордехай-Цви Соломоном Ильичом из Базеля. Он часто приезжал в Москву, много рассказывал мне об иудейских праздниках, традициях, культуре и даже водил меня в синагогу. Еврейский музей и центр толерантности я тоже вниманием не обошла, поэтому знакомство с еврейским театром стало для меня особенно интересным. А зная историю театра, намного интереснее знакомится со спектаклями в его репертуаре. Так что я с нетерпением жду новых встреч с театром "Шалом" и его замечательными артистами!
История театра "Шалом" напоминает историю всего многострадального еврейского народа. Театр стойко выдержал репресси, гонения, скитания по разным площадкам, времена подъемов и спадов зрительского интереса и драматичный уход художественных руководителей. Сегодняшний "Шалом" под руководством Олега Липовецкого уверенно смотрит в свое театральное будущее, заканчивает ремонт в здании на Варшавке и встречает каждого зрителя неизменным приветствием "шалом", что буквально означает "мир".
Я пришла в театр в особенный день празднования Рош ха-Шана, еврейского нового года, и неожиданно для себя получила не только интересное зрелище на сцене, но и вкусное угощение перед спектаклем. Традиционные яблоки с медом надо есть с непременным пожеланием, чтобы новый год был хорошим и сладким. Какая замечательная и вкусная традиция!
Про сам спектакль, на премьеру которого я так удачно попала, в двух словах не расскажешь. Называется он "Шалом 48-23" и обозначен в программке, как спектакль-концерт. Но для такого глобального и очень личного высказывания определение слишком уж примитивное. То, что происходит на сцене, гораздо масштабнее, объемнее, и, как ни странно, камернее. Спектакль строится на чередовании эпизодов, связанных как с историей театра, так и с личными воспоминаниями его актеров. Начало действия - трагическая гибель в 1948 году Художественного руководителя театра Соломона Михоэлса, погибшего в автокатастрофе, организованной КГБ и замаскированной под несчастный случай. Сменивший Михоэлса на посту худрука театра, называвшегося тогда ГОСЕТ, Вениамин Зускин был арестован по сфальсифицированному делу и расстрелян (повторение трагической судьбы Николая Гумилева и еще многих и многих жертв сталинских репрессий). Закрытие театра в 1949 году стало началом бесконечных мытарств и походов по инстанциям, и только при Фурцевой в 1962 году очередному руководителю театра Беньямину Шварцеру и нескольким актерам разрешили создать при Москонцерте еврейский драматический ансамбль, который затем превратился в театр-студию, а 1988-м стал полноценным театром и получил название "Шалом".
Со сцены все этапы большого и сложного пути театра показаны как отдельные мини-спектакли в сопровождении ностальгических музыкальных тем, а актеры дополняют повествование воспоминаниями собственными. Например, один из старейших актеров театра Геннадий Абрамов еще помнит свое детское тревожное восприятие смерти Сталина, (тему звучащей со сцены красивейшей мелодии "Сулико", люди, прошедшие сталинские лагеря, не могли слушать без содрогания). Но вспоминается и юношеская радость, созвучная с ликованием всей страны во время полета Гагарина в космос. Рассказы актеров нескольких поколений (Ольги Гринштейн, Алины Исхаковой, Антона Ксенева, Карины Пестовой, Дмитрия Урусова и других) связаны с такими особенными событиями, как, Олимпиада-80 или путч 1991года. Но в памяти каждого человека любого поколения всегда остаются прежде всего может не такие глобальные, но очень личные воспоминания, например, о многонациональном дружном дворе, о своих детских тайнах и желаниях, о родителях, о первой любви, студенческих годах и, конечно же, если говорить об актерах, воспоминания о том, как каждый из них пришел в театр и размышления о том, что этот театр для них значит сейчас. И музыка разных лет в спектакле помогает более ярко раскрасить эти воспоминания, а визуализация ностальгических картин из истории страны, детских и юношеских фотографий, сменяющих друг друга на экране в глубине сцены, превращает спектакль в задушевный разговор со зрителем, подобно тому, как происходит в семье, когда приходят долгожданные гости и хозяева вместе с ними листают семейные альбомы. Сначала я думала, что спектакль можно было бы немного сократить, идет он довольно долго, 2часа 45 минут с антрактом, но потом поняла, что для Олега Липовецкого, задумавшего подобную трактовку, невозможно было не дать людям высказать то, что их действительно волнует. Ведь самая большая ценность для человека - это его память. И я благодарю создателей спектакля за редкую для актеров возможность рассказать именно о себе, о своей жизни, а не жизни какого-то отвлеченного персонажа. Для меня такое человеческое общение на сцене - неожиданный и ценный опыт. Ну и напоследок мое пожелание театру в еврейский новый год - пусть этот год и вся его дальнейшая жизнь будут удачными и творческими!
Представьте, что ваш прадедушка, мужчина в самом расцвете сил, заснул в 1904-м, а проснулся только сейчас, спустя более ста лет! Но остался при этом всё тем же мужчиной в расцвете сил, причём уверен, что проспал максимум пару дней.
А теперь представьте, что вы хоть и принадлежите к еврейскому народу и живёте в Израиле, тем не менее являетесь обычным современным человеком, не слишком обременённым знанием религиозных традиций. А означенный прадедушка – иудей самого ортодоксального течения, строго соблюдающий все каноны Торы. И вот этот прадедушка является в вашу семью, и ваша задача – сделать вид, что на дворе всё еще 1904 год.
Именно в такой ситуации оказалась семья Кальманов в комедии «Размороженный» театра «Шалом». Хоть начало спектакля немного фантастическое - дедушка (Александр Морозов) Сары Кальман (Янина Хачатурова) пролежал сто лет замороженным во льдах северного полюса и очнулся потом живёхонький – суть пьесы вовсе не в фантастике, а в том, как дружная семья Кальманов выпутается из этой щекотливой ситуации. Они вынуждены изображать религиозную еврейскую семью, что оборачивается для всех участников происходящего множеством забавных непредвиденных происшествий.
Профессионал эксцентрической комедии режиссер-постановщик Михаил Церишенко создал удивительно смешной и добрый спектакль, полный шутками, забавными неурядицами и танцами. Чего стоит один только глава семьи Авраам Кальман (Олег Домбровский), танцующий перед прибывшим дедушкой что-то вроде лезгинки! Даже второстепенный персонаж - Марта, служанка в доме Кальманов (Валерия Каратеева) – не раз заставляет зрительный зал от души хохотать. И конечно же, как в любой старой доброй комедии, всё в итоге заканчивается очень хорошо!
Спасибо театру «Шалом» за прекрасный воскресный вечер!
Впервые в жизни побывала в московском еврейском театре «Шалом», и сразу на премьере. Концерт еврейской песни, танца и юмора под названием «Фаршированная рыба с ДРУГИМ гарниром» прошел в Доме журналиста прямо в женский праздник 8 марта.
Перед концертом поприветствовать зрителей вышел сам художественный руководитель театра «Шалом» Александр Семёнович Левенбук. А вёл концерт знаменитый конферансье Левон Оганезов, и это само по себе – настоящий подарок к празднику как женщинам, так и мужчинам. В перерывах между номерами он рассказывал байки на музыкальные темы и играл на клавишах. Ему помогал саксофонист Владимир Остриков.
В первом отделении зрители увидели две смешные театральные миниатюры по новеллам писателя Эфраима Севелы: «Морская болезнь» и «Попугай, говорящий на идише».
А во втором отделении – то, что по-русски называют «сборной солянкой», а по-еврейски «фаршированной рыбой» - целый калейдоскоп из песен и плясок всех жанров. Дело в том, что в театре «Шалом» уже есть концертная программа, которая называется «Фаршированная рыба с гарниром», а эта новая программа в противовес старой называется «Фаршированная рыба с ДРУГИМ гарниром». Эта программа возникла, потому что интересных эстрадных номеров у театра «Шалом» накопилось много, и они уже не помещались в одну концертную программу.
Концерт в целом очень интересный, но лично мне особенно запомнился весёлый вокально-танцевальный номер «Еврейская еда» и грустная сатирическая «Песня о Родинах».
В конце программы все артисты вышли на поклоны и были одарены букетами цветов. И каждая зрительница в зале получила по тюльпанчику, что конечно же очень приятно. Замечательный праздничный вечер получился, спасибо театру «Шалом»!