Камерный музыкальный театр им. Б. Покровского (филиал Большого театра)
Московский музыкальный театр, созданный Борисом Покровским.
Московский государственный академический Камерный музыкальный театр под художественным руководством Б.А. Покровского (с сентября 2009 г. имени Б.А. Покровского) — один из самых известных и востребованных во всем мире отечественных музыкальных театров. Расположен в здании знаменитого ранее комплекса «Славянский базар», где в 1897 году состоялась историческая встреча К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, которые договорились о создании в Москве Художественного общедоступного театра (МХТ).
Вот как описывает историю создания театра в книге «Моя жизнь — сцена» сам Борис Александрович Покровский: «...все произошло благодаря активным хлопотам судьбы — в Москве решили реформировать маленький оперный коллектив, гастролирующий по России и обильно разбрасывающий под маркой оперных спектаклей отменную халтуру. Меня попросили помочь в реорганизации театра. Помочь театру я мог только тем, что поставил им спектакль. После неизбежного отсеивания осталась маленькая горстка людей, которые никак не могли быть театром, но лишь камерным ансамблем. Одновременно появилась маленькая опера молодого тогда композитора Родиона Щедрина «Не только любовь», которая очаровывала уже в партитуре... и мы отрепетировали этот маленький шедевр камерным ансамблем. Спектакль сыграли на сцене Драматического театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича- Данченко. Был успех... — так в 1972 году родился Московский камерный музыкальный театр».
Лишь через два года, в 1974-м, театр получил постоянную прописку. Большую роль в этом сыграла поддержка композиторов Т.Н. Хренникова (в ту пору Первого секретаря Союза композиторов СССР) и Д.Д. Шостаковича.
Поворотным моментом в жизни молодого театрального коллектива — 12 сентября 1974 года стала премьера оперы Д.Д. Шостаковича «Нос» — непревзойденный режиссерский шедевр и «визитная карточка» Камерного музыкального театра. Музыкальным руководителем театра становится дирижер, народный артист СССР Геннадий Рождественский.
С первых же дней театр стал подлинной и на многие годы единственной в стране лабораторией современной оперы и одновременно — первооткрывателем отечественных и оперных раритетов.
В этом театре впервые прозвучали оперы современных композиторов, ставших уже классиками, — «Шинель», «Коляска», «Свадьба», «Братья Карамазовы» Холминова, «Жизнь с идиотом» Шнитке, «Граф Калиостро» Таривердиева, «Бедная Лиза» Десятникова, «Рыжая лгунья и солдат» Ганелина, «Лебединая песня» Кобекина, «Бедные люди» Седельникова; старинные и малоизвестные европейские оперы — «Аптекарь» Гайдна, «Игра на воде» Бриттена и др.
С 2010 года театр установил традицию: каждый год в день рождения Мастера проводить ретроспективный показ его спектаклей. Руководство и творческий коллектив театра сохраняют имя основателя и следуют его идеям, которые он завещал в своих многочисленных книгах и публикациях, бережно и тщательно восстанавливают наследие режиссера для потомков.
Отзывы о «Камерный музыкальный театр им. Б. Покровского (филиал Большого театра)»
В преддверии одного из главных праздников страны в Камерном музыкальном театре им. Б. А. Покровского прошли концерты "Майский вальс", посвященные 73-й годовщине Великой Победы. Нам с дочкой посчастливилось побывать на таком концерте третьего числа.
Снова мы оказались в этом театре, теперь как "настоящие" зрители - а совсем недавно мы были здесь на экскурсии за кулисы :) Тогда помещения для зрителей были сумрачны, а в этот раз театр поразил нас необыкновенной красотой, обилием света и зеркал... Необыкновенно хорош! Несмотря на то, что театр действительно небольшой, камерный, зрительские помещения просторны, красивы и торжественны.
Успели мы и зайти в музей, расположенный в кабинете Покровского. Музей совсем небольшой, но очень интересный, - как, впрочем, почти все театральные музеи. Афиши, награды, подарки, личные какие-то вещи... Вся жизнь театра, собранная по крупинкам в одном месте.
В буфете угощали настоящей солдатской кашей и чаем. А на столах композиции, простые, но настраивающие на нужный лад: горящие свечи и красная гвоздика.
И вот - концерт. На сцене - не только актеры этго театра, но и дети: детская группа театра под руководством Е. Л. Образцовой, а также детская театральная студия Ирины Феофановой и театральная студия "НиТи" ДЮТЦ "Ведогонь".
Мы услышали девятнадцать композиций, услышали стихи и прозу в исполнении детей... Про малышей хочется сказать особо: какие же они молодцы! Совсем еще маленькие мальчики и девочки, а сколько чувства, сколько выразительности в декламации! Хор мальчиков - это вообще чудо. Но вообще эти ребятишки даже заставили прослезиться - настолько это пронзительно и страшно, когда дети рассказывают о войне.
Ну и взрослые. Большая часть песен (если не все) были мне знакомы, конечно же. "Тальяночка", "На безымянной высоте", "Темная ночь", "Жди меня", "Нам нужна одна победа"... Но чем прекрасны концерты театральных артистов - это всегда не только исполнение песни, но целая история, этакий минипектакль, где все по-настоящему - чувства, образ... им веришь - и этим солдатам, и этим девушкам, и матерям.
Исполнители:
Герман Юкавский. заслуженный артист России
Сергей Байков, народный артист России
Анатолий Захаров
Кирилл Филин
Роман Шевчук
Василий Соколов
Игорь Вялых
Александр Чернов
Захар Ковалёв
Екатерина Большакова
Виктория Преображенская
Ольга Березанская
Наталья Риттер
Александра Наношкина
Тамара Касумова
Какие голоса! Это что-то невероятное просто.
Огромное спасибо театру им. Покровского за прекрасный концерт!
Однажды я была в Камерном музыкальном театре им Покровского как зритель, и совсем небольшой, в общем-то, театр тогда поразил меня внутренним убранством - такой красивый театр еще поискать надо, право! Вчера же мы попали в театр не через основной вход (днем он закрыт, естественно) и оказались в темных, тихих и безлюдных помещениях "спящего" театра. Ощущение, что попадаешь в сказку, которая еще не началась... Зато есть возможность подсмотреть, как эта самая сказка создается - все то, что скрыто от Нашим экскурсоводом была главный администратор театра Дарья. Сразу скажу, что экскурсия была ооочень интересная, и все рассказано с большой любовью к театру - поверьте, это всегда ощущается!
Началась наша экскурсия с самого главного помещения - с зрительного зала. На сцене уже выставлены декорации - вечером тут дают оперу "Турок в Италии". Мы осмотрели оркестровую яму и прошли в "карман сцены", где уже все подготовлено для вечернего спектакля. Дальше мы пошли знакомиться с цехами - гримерным, костюмерным, реквизиторским и пр. В каждом нам все очень обстоятельно рассказывали и показывали. По узким коридорам, в которых хранится часть декораций, двигались мы за нашим экскурсоводом. Все же у театра очень, очень маленькие помещения. Причем пребывая в статусе зрителя, о таком даже не подумаешь - зрительская часть вполне себе просторна и шикарна!
Побывали мы и в большом репетиционном зале. Действительно большой для этого театра, высокие потолки... Но душно :( Минус расположения в исторических зданиях - вот эти вот технические сложности. Вентиляцию бы хорошую им.
Забирались и на колосники - темно и страшно :)
На экскурсии были и дети и им (как и взрослым) было на самом деле интересно и понятно всё, к ним очень доброжелательно и терпеливо относились, отвечая на самые неожиданные вопросы. С детьми серьезно разговаривали, им давали потрогать и даже взять в руки некоторые вещи... Не все так умеют, правда.
Огромное спасибо за экскурсию!
Россини "Турок в Италии" в Камерном музыкальном театре им.Покровского- опера на итальянском языке с субтитрами. Я не люблю субтитры,читая их ты отвлекаешься от музыки и действия. Лучше изучить хорошенько либретто, да и итальянский язык так выразителен и понимаем (тем более, что я его когда-то изучала и говорила на нем), что у меня не было необходимости в субтитрах.
Зал полон. Аншлаг. Опять порадовала численность молодежи в опере. Аплодировали не впопад, зато от души).
Не очень поняла, зачем действие переносить в наши дни и использовать прием киносьемки действа?
Ведь действие происходит в 18 веке и зачем городить огород? Хотя, костюмы, напичканные лампочками и светящиеся в темноте очень впечатляли.
Но, как говорится, режиссер и постановщик, наверное, умнее меня)).
Советую тем, кто хочет беззаботно провести вечер и получить удовольствие от голосов и хора театра.
Оперный театр с интересным и разнообразным репертуаром, экспериментирующий всегда в рамках хорошего вкуса. Не замешан в саморекламе, уважает своего слушателя. Классические и современные оперы исполнены на высоком музыкальном уровне и в то же время хороши постановки, актерская игра. Уютная, дружелюбная обстановка. Много акустических находок, подвластных именно камерному театру. Доступная цена на билеты.