Центр им. Вс. Мейерхольда
Открытая площадка для театральных команд.
Центр основан в 1991 по инициативе Комиссии по творческому наследию Мейерхольда и при поддержке Союза театральных деятелей России и Союза архитекторов России. Возникновение ЦИМ связано с деятельностью двух не зависящих друг от друга организаций. Первая из них — Комиссия по творческому наследию Мейерхольда. Вторая — Всероссийское объединение «Творческие мастерские». 12 февраля 2001 обрел свою сценическую площадку — первый в Москве открытый (свободный) театр. Центр предоставляет сцену молодым, независимым театральным группам, режиссерам, для гастролей театральных коллективов и показа фестивальных спектаклей. Приоритетная деятельность — поддержка экспериментального театра, творческих дебютов и искусства театральной молодежи. При Центре им. Мейерхольда и Школе-студии МХТ существует магистратура для режиссеров стран СНГ и Балтии.
На сцене-трансформере художники разных направлений создают кросс-жанровые постановки. Среди резидентов: Июльансамбль, Московский ансамбль мовременной Музыки, Мастерская Дмитрия Брусникина, Творческое объединение 9, театр «Снарк», Антикварный цирк и др.
Программа ЦиМа
— Междисциплинарные спектакли;
— Современная драматургия;
— Новый театр для детей;
— Паратеатральные жанры: плейбэк театр, импровизационный театр, стендап-комедия
Отзывы о «Центр им. Вс. Мейерхольда»
Спeктакль «Чайка» в тeатрe Школа драматичeского искyсства
«Чайка» самая загадочная и нeрасшифрованная пьeса Чeхова. И как жe она интeрeсна в работe рeжиссeра Павла Карташeва, который за основy взял тeкст пeрвой авторской рeдакции комeдии А. П. Чeхова.
Яркой отличитeльной чeртой «чeховской комeдии» являeтся тот факт, когда происходящee на сцeнe и смeшно, и грyстно одноврeмeнно. Имeнно так и происходит: гeрои общаются активно и вродe бы вeсeло, но на дeлe совсeм нe всeгда происходящee дeйствитeльно вeсeлоe. Мeстами к грyсти дажe примeшиваeтся нeкая апатия, yныниe, дeпрeссивность…
Оформлeниe сцeны максимально минималистично - из дeкораций мы видим появляющиeся только нeсколько стyльeв и чeмоданов, вeдро и в концe постановки спyскаeтся нeкий остов. А eщe сeно, которым yстлана практичeски вся сцeна. Всe. Но этого достаточно, потомy что здeсь основноe - это игра каждого актeра. Их рeчи, эмоции, жeстикyляция, пластичныe движeния.
И, конeчно, костюмы на актрисах - такиe всe они изящныe и жeнствeнныe. Смотрeть на это одно yдовольствиe.
Сцeна-трансформeр вызвала y зритeля отдeльный интeрeс - вeдь мы нe знали, в какой момeнт она измeнится и как. Отличноe рeшeниe.
Продолжитeльность спeктакля приличная: 3 часа 20 минyт, но всe зритeли смотрeли с интeрeсом от начала и до самого конца. Это показатeль достойной работы, конeчно. Мы с подрyгой yшли под впeчатлeниeм.
Спасибо актeрам за глyбокyю игрy и рeжиссeрy за живyю подачy чeховского слога. Кстати, y главных гeроeв тeкста было много и браво каждомy из них - бeз eдиной запинки!
«Мама, я блогер»
Вахтанговский Практикум, Театр «Школа драматического искусства», сцена на Новослободской
Судя по названию, спектакль может показаться легким, но он совершенно не пустой и поднимает серьезные темы. Здесь не только или даже не столько о блогерстве, сколько о проблемах родителей и детей, о не простом пути взросления. А еще о дружбе, о любви и о предательстве….
На протяжении всей постановки мы видим в основной роли блогера, которая стала популярной, родив 17 лет назад дочь. Но время идет, дочь уже подросток и от былой популярности уже нет и следа. Есть долги, гречка с луком, недопонимание с ребенком и желание снова жить свою жизнь активно и обеспеченно. На основе этого и развивается сюжет: ярко и весело, но конечно это не может быть сплошным весельем и есть моменты, когда становится грустно за героиню, ее дочь и в целом ситуацию…
Понравились неоновые вывески «Дома», «Школа», «Крыша», «В больнице»… По сути они и являлись теми декорациями, которые подсказывали зрителю, где происходит событие. Потому что больше ничего другого на сцене не было. Ну, за исключением одного прозрачного стула. Но скажу честно, мне хватило актерской игры, чтоб погрузиться в сюжет в целом и в каждую сценку по отдельности.
Тема однозначно раскрыта, хоть и с возрастным цензом в 16+. Но, признаться, не было ничего ни слишком откровенного, ни слишком пошлого. Все в рамках приличия сюжетной линии и тех острых тем, которые поднимает эта постановка.
Актеры играли замечательно, выделять кого-то не хочется: актрисы красивые, все ребята харизматичные, каждый отлично вписался в свою роль и был убедителен - спасибо за эмоции!
На данную площадку я попала впервые и мой выбор пал на спектакль Аси Князевой "Мама, я блогер". Современная тема, думаю, будет интересна всем поколениям, молодые актёры раскрывают феномен блогерства -что это заработок, жажда славы, побег от реальности? Конфликт отцов (Софья Игрушкина0 и детей (Аня Карабаева) -в центре сюжета. И кто мудрее, а кто инфантильнее, мама, заигравшаяся в блогера, или внезапно повзрослевшая дочь Зоя? Несмотря на кажущуюся лёгкость, спектакль вскрывает очень болезненные раны, а тихий ангел (Антон Власов) -это отдельный пластическо-мимический спектакль в спектакле. Рекомендую к просмотру!
В день премьерного показа спектакля "Дневник Писателя" за окнами Центра Мейерхольда лил дождь, а вот на сцене все время шел снег. Молодые создатели спектакля из Творческого объединения "Вахтанговский практикум", похоже, решили подготовить нас к долгой и снежной зиме.
Семь актеров на сцене, семь сюжетов из рассказов Достоевского, и как только один из них плавно перетекал в другой, на актеров высыпалась очередная порция бутафорского снега. В какой-то момент режиссеру Асе Князевой этого показалось мало, и откуда-то сверху совершенно неожиданно с грохотом обрушились самые настоящие валенки! Ну скажу я вам, это было мощно!
С некоторых пор с особым интересом иду смотреть спектакли молодых театральных коллективов и с затаенной надеждой жду от них подобных сюрпризов. И каждый раз сталкиваюсь с новым открытием и новым взглядом на классическую литературу и драматургию.
Начало спектакля "Дневник Писателя" как раз обещало подобный свежий взгляд.
Откуда-то сверху, с технических балконов спустились в зал с фонарями семь существ в странных балахонах с пропечатанными на них текстами. Слегка взъерошенные, с горящими глазами за болезненным гримом в стиле драма-queen. Они - страницы того самого дневника, в котором Достоевский публиковал свои записки из криминальной петербургской хроники. Мне почему-то сразу пришла в голову ассоциация с Диогеном, бродившим с фонарем в поисках человека. Так и сам Достоевский, наблюдая за человеческими пороками, преступлениями, мерзостями и жестокостью, искал среди "дрянных людей" крупицы чего-то человеческого и пытался донести до читателей свои нравственные ценности. Удивительно, что молодые авторы и исполнители настолько точно прониклись такой сложной темой, и что Достоевский у них не оказался мрачным морализатором, а его заметки из судебных хроник ожили на сцене вспышками ярких бытовых картинок и мгновенными актерскими перевоплощениями.
То, что именно эти рассказы стали основой спектакля, далеко не случайно. Несколько важнейших вопросов о насилии по отношению к беззащитному существу, фатальном равнодушии окружающих и трагических последствиях дурных поступков или даже преступлений, волновавших писателя на протяжении все жизни, задают зрителям вместе с Достоевским создатели спектакля. Христоматийные строки из "Братьев Карамазовых" -
"Пока ещё время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребёнка" вполне могли бы стать своеобразным эпиграфом к нему.
Непослушная девочка, солгавшая маме и сбежавшая из дома в погоне за веселой и легкой жизнью, может так же легко сделать первый шаг на пути порока, а уж мерзкие субъекты, готовые ее к этому подтолкнуть, всегда найдутся. Возвращайся лучше, девочка, к мамочке, она твою безобидную ложь точно простит. А вот жестокий отец, безжалостно истязающий свою маленькую незаконнорожденную француженку-дочь за малейшую провинность или мачеха, выбросившая свою падчерицу в окно и так просто и буднично рассказывающая об этом на суде, словно стакан воды выпила - это уже пострашнее будет! И запоздалое раскаяние швеи Корниловой такой вопиющей будничной жестокости никак не отменяет. И в следующем отрывке о причинах юношеских самоубийств авторы спектакля, следуя за Достоевским, так или иначе обращаются к психологическим травмам, полученным в детстве.
Невероятно трогательным и печальным становится завершение спектакля сюжетом рассказа "Мальчик у Христа на ёлке" о маленьком нищем, который замерз, наблюдая за светящимися рождественскими окнами в богатом доме, и в предсмертных грезах ангелы вознесли его на сверкающую ёлку к Христу. Это, пожалуй, самая красивая часть спектакля. И единственный сюжет, придуманный Достоевским, а не взятый из реальных полицейских хроник, поэтому роль ребенка играет кукла, а актеры становятся мастерами-кукловодами.
Эффектно придумана сценография спектакля. В соавторстве с режиссером работала художник-сценограф Полина Храменок. Она, как и художники по гриму, костюму и свету, - участник чемпионата творческих компетенций ArtMasters. Окно - важный образ в спектакле, своеобразный портал между писателем и его героями, и в то же время отражение несовершенства реального мира в прозе Достоевского. Оно, как нечто универсальное, объединяет действие столь разных рассказов в единое целое. При этом подвижные конструкции, имитирующие окна(и их тоже семь), всячески помогают актерам во время действия, притворяясь тем или иным объектом. Конкой, в которую набиваются спешащие пассажиры, торговым пассажем, застенком для преступницы или роскошным бальным залом - последним видением замерзающего мальчика. Движение конструкций по сцене, мелькание персонажей в мерцающем свете, снежные вихри на фоне видео-проекций - все это придает вектор движения и самому спектаклю. Меня поразило, насколько быстро происходили с актерами метаморфозы по смене образов. Восхитительно! С помощью самых несложных выразительных средств жестокий надменный истязатель мгновенно превращался в подавленного бородача-крестьянина или юношу-самоубийцу(Антон Власов), или маленькая жертва истязаний становилась беременной швеей-преступницей(Анна Карабаева). Каждому из актеров досталось в спектакле несколько совершенно полярных перевоплощений. И каждый из них (Соня Игрушкина, Гоша Шимоненко, Тома Лаврик, Полина Уткина, Руслан Погодин, Маша Лисовая) очень точно ведет свою сольную партию и прекрасно работает в общем ансамбле. Эффектные массовые сценки городской жизни Петербурга прекрасно дополняют и оттеняют мрачноватый фон самих рассказов. Но есть среди рассказов о преступлениях, смерти и пороках тот, что вселяет надежду, что не все потеряно, и среди толпы дурных людей есть такие, как простой мужик Марей, что выведут маленького человека на верную дорогу, и проследят, чтобы тот непременно дошел.
Пьеса молодого драматурга Александры Стрижевской «Мама, я блогер» вошла в шорт-лист лаборатории «Молодые драматурги&Молодые режиссеры» прошлогоднего «Биеннале театрального искусства», на драматургический конкурс которого пришло 126 пьес, но в шорт-лист вошло только 7 их них.
И вот уже три московских театра ставят ее!!!
Но первыми, как подчеркнул на пресс-конференции продюсер, артист Театра им. Е.Б. Вахтангова, Николай Романовский, было Творческое объединение «Вахтанговский практикум», показавшее на днях премьеру одноименного спектакля в Центре им. Вс. Мейерхольда.
Постановку осуществила Ася Князева, за плечами которой, несмотря на юный возраст, режиссерские работы аж на Вахтанговских подмостках!
Она же инициатор Объединения, художественный руководитель и главный режиссер этой труппы, состоящей из двадцати человек (выпускников ТИ им.Б.Щукина, ГИТИСа и СПбГАТИ).
А на подходе спектакли по пьесе «Мама, я блогер» в Театре им. Моссовета и в Театре на Таганке.
История мамы-блогерши и ее дочери-подростка оказалась весьма актуальной!
Итак. У женщины была послеродовая депрессия, и муж ей подарил телефон. Она начала снимать и мир стал существовать для нее лишь через камеру. Затем стала вести свой блог в соцсети и дочь сделалась для нее лишь объектом сначала для лайков и привлечения подписчиков, а потом и зарабатывания денег. Виртуальная жизнь «засосала» ее полностью:
«Я осознала, что это не муж, а сама Вселенная дала мне в руки айфон, понимаете?»
Но… муж ушел, а девочка выросла. Интерес к блогу нашей инстадивы стал падать.
И вот перед нами та самая девочка-подросток, чья жизнь с рождения находится под маминым объективом.
Актрисе Ане Карабаевой пришлось труднее, чем другим персонажам спектакля – ее Зоя здесь единственная «настоящая», искренняя, все остальные образы решены режиссером лишь как типажи тинейджеров, а мама (Софья Игрушкина) показана и вовсе с изрядной долей гротеска.
Пьеса весьма динамичная, в ней «через каждые три фразы» меняется место действия. Зрители узнают об этом лишь по загорающимся наверху разноцветным неоновым табличкам. Персонажи постоянно маневрируют по сцене, выныривая то из одной, то из другой двери (их тут целых пять!!!).
Не обошлось, разумеется, и без больших видеопроекторов, на которых мы наблюдаем «за жизнью мамы в соцсети».
Оригинальное оформление сценического пространства и броские одежды всех персонажей («серая мышка» здесь только девочка Зоя) – заслуга сценографа и художника по костюмам Анастасии Романцовой.
Помимо мамы и тинейджеров на сцене появляется еще и Зоин Ангел – хранитель. Его запоминающийся и очень трогательный образ создал Антон Власов.
Музыкальное оформление спектакля удачно подчеркивает звучание отдельных его сцен (композитор Вячеслав Жуков).
Ася Князева умудрилась рассказать нам в иронической форме очень лирическую и, в целом, грустную историю о проблемах Зои, ее полном непонимании с матерью, сложностях во взаимоотношениях с одноклассниками, которые, разумеется, смотрят блог Зоиной мамы и смеются над ней, о Зоиной первой любви, плод которой появится в конце спектакля и круто перевернет жизнь девочки. А хорошо это или плохо, каждый зритель будет решать для себя сам…
Много над чем есть подумать после этого спектакля.
Очень достойная работа всего творческого коллектива. Так держать, ребята!
P.S. Один из посылов спектакля - выход есть из любой ситуации. Об этом же весьма символично говорят и таблички над каждой из пяти дверей, расположенных на сцене. И получается, что он может быть даже и не один…
Вся наша жизнь сейчас в телефоне. Мы работаем, смотрим блоги, слушаем подкасты, что-то публикуем. Уже с детских площадок слышится: "Мама, я блогер!" Так же называется новый, модный спектакль Театра Вахтанговский практикум.
Может быть, вы читали некогда популярного блогера Софью Полянскую. Раньше ее материал про маленькую дочку Зою был очень актуальным. Но сейчас она теряет охваты. Есть песня без ответа: "Куда уходит детство?" Также непонятно, куда уходит ненужный никому блогер.
Кроме рабочих проблем у Софьи Полянской конфликт с Зоей. Дочь ведет активную жизнь "в реале": ходит в школу, общается, любит и дружит. Софья же все время "в виртуале". В их отношениях не мама дочку, а наоборот, дочка постоянно ругает маму за телефон.
Наконец, Софья хочет вывести свой блог в топ у мамочек и опять много зарабатывать. Для этого она придумывает завести еще одного ребенка. А Зоя тем временем узнает, что она беременна. Что это: новые трудности или возможности? Что лучше: реальная жизнь или виртуальная? Посмотрите спектакль и все узнаете.
Вот там еще немного деталей. Актеры все яркие, молодые и креативные. Тексты на молодежном слэнге, на заставке играет модная музыка, на фоне видеонарезки. Замечательное яркое желтое пространство с фотозоной в виде крылышек ангела подарит вам отличные фотографии. Вас ждет новый зрительный зал, который представляет собой сцену- трансформер на втором этаже Центра имени Вс. Мейерхольда. Всё оборудование сцены является мобильным.
В дни школьных каникул сходите вместе с детишками или одни на "Мама, я блогер!", после мероприятия можно вкусно покушать в мясном ресторане "The бык" недалеко, где все по 300 рублей. Будьте, как Зоя: живые встречи, поход в театр и удовольствия от вкусной еды - это здорово.
На сцене Центр имени Вс. Мейерхольда состоялся премьерный показ спектакля по пьесе Александры Стрижевской «Мама, я блогер». Спектакль создан творческим объединением Театр Вахтанговский Практикум , под руководством режиссера Аси Князевой. Тема поставки очень актуальна на данный момент: влияние соцсетей на нашу жизнь, погоня за лайками, подписчиками, продвижением. Грань между реальной и виртуальной жизнью стирается и начинается погоня за хайпом, дешевой популярностью и деньгами. Эмоции на публику, преобладание внешнего и показного, в ущерб внутреннему спокойствию, счастью и гармонии. Мнение чужих по сути людей становится главенствующим, а те, кто рядом остаются в душевной нищете, непонимании и одиночестве. Только лишь ангел-хранитель, в самый темный час обнимет своими крыльями и подставит свое плечо. Но и этого мало, чтобы вырваться из замкнутого круга, найти новый и светлый путь. Так и рождаются династии блогеров. Страшно? Еще как! Молодые актеры, выпускники ГИТИСа, театрального института им. Щукина и СПбГАТИ отлично погрузили нас в эту пугающую действительность. Софья Игрушкина очень правдоподобно вжилась в роль женщины, которая начала вести блог о своей беременности, чтобы немного скрасить «день сурка» и серые, мамские будни. А дальше закрутилось, завертелось, и новорождённая дочь стала основным персонажем для раскрутки и монетизации канала. Но, маленькие детки - маленькие бедки. Все меняется, когда дочь, которую сыграла хрупкая и нежная Аня Карабаева, выросла и мамино увлечение начинает разрушать ее границы и саму жизнь.
Минимализм в декорациях, где лишь неоновые таблички, указывающие место действия, помогают сделать акцент на происходящем на сцене. Яркие цвета костюмов и вызывающий макияж, как попытка защититься и спрятаться от настоящего мира.
Я думаю, что постановка будет интересна, как для молодежи, так и для людей старшего поколения. Театр помогает обществу осмыслять постоянно меняющуюся реальность, находить ответы на вопросы и самое главное, дает надежду, что выход – есть.
Пользуясь тем, что временно вечера не заняты рабочей и личной жизнью, снова начала читать и ходить в театры!
Очень любопытная современная театральная площадка Центр имени Всеволода Мейрхольда. Давно к ней испытываю симпатию. Была на прошлой неделе на спектакле ВЫСШАЯ МЕРА. Die Massnahme. Камерная версия.
Ну, такое..
Мероприятие было дюже ажиотажное. Среди гостей-зрителей знаменитые и уважаемые актеры, особенной строкой - Лия Ахеджакова. Классная она.
Не без труда разместили всех желающих в зале. Зал представлял собой квадратную арену, где по все четыре стороны располагались зрительские места, а по центру - сцена, а чуть в сторонке - рояль в кустах. А над всеми нами - хор. На балконе. Неожиданное пространственное решение, меняющее привычные рамки зал-сцена.
Зрителей на спектакле «Высшая мера» нет: есть участники.
«Высшая мера» — кантата немецкого композитора Ханса Эйслера по пьесе Бертольта Брехта. Название «Высшая мера» — авторизованный перевод пьесы «Die Massnahme» (в других переводах она называется «Мероприятием»), сделанный авангардистом Сергеем Третьяковым.
Революционная тематика сейчас как никогда актуальна, имхо. И вечный вопрос про цель и средства. Когда собратья по движению ждут помощь: что они ожидают получить: Продовольствие? Оружие? Да: но получают агитационные листы.
Убить товарища во имя идеи и как бы вынужденно - это нормально? А когда самого товарища спрашивают об этом перед тем как убить? я всегда думаю, что смерть - это единственное, что невозможно исправить и изменить, пока человек жив - все возможно. Я еще подростком любила и себя, и друзей помещать в ситуации сложных выборов, это как бы мораль в теории, как бы сам себе даешь ответы на то, каким бы ты хотел быть. И вот я для себя тогда еще решила, что если будет выбор убить или умереть самой (самый что ни на есть вопрос жизни и смерти) - я бы умерла. В любом случае. Потому что разве это жизнь после этого? Но это лирическое. Личное. Из детства))
А в спектакле - все случилось. Необычные сцены и текст. Режиссерская работа Фабиане Кемманна - заслуживает интереса. При этом, подозреваю, что времени на репетиции было немного, поэтому 5 ключевых актеров время от времени читали текст с мониторов, предусмотрительно развешанных в зале. Особенно одна актриса. К сожалению по программке сложно ее идентифицировать. Напоминало, будто кто-то из актеров не смог играть, а она была на нескольких репетициях.. и вот он звездный час. Так много талантливых, зачем брать на роль человека, который ломает весь спектакль. Там по сюжету идет нагнетание, усиление, хор еще добавляет градусы. И потом слово предоставляется.. товарищу актрисе. И вот с пионерским задором, с выражением и искусственным надрывом плохо выученный текст читается с экрана. И все слетело. Эта песня хороша, начинай сначала. Вот кстати к хору никаких вопросов не было. Песни пели отлично.
После спектакля анонсировали QA с создателями. Я не пошла. Я как только вижу живых людей, которые вложили в картину или спектакль энергию, время жизни и деньги становлюсь зависимой во мнении. Поэтому я манкировала мероприятие («Die Massnahme») и пишу свой субъективный “честный” частный отзыв. Вот даже думаю, узнай себя актриса в моем отзыве - расстроится? Надеюсь нет. Я же дилетант-любитель в театральном мире, то ли дело эксперт бы что сказал. А в-вторых, может услышит и подумает, что она на самом деле умеет делать хорошо? Потому что все мое впечатление от спектакля “перекрикивала” эта актриса. В целом работа любопытная, но точно не из списка любимых и рекомендуемых друзьям. Да и неизвестно будет ли он еще когда. Спектакль не репертуарный, единственный в рамках фестиваля “Родина Авангарда”.
Единственный спектакль
ВЫСШАЯ МЕРА в Культурном центре Мейерхольда
Расскажу вам об удивительном , наверное , не спектакле , а действии, поскольку проходило оно в необычном формате, где не было зрителей, а были участники .
Мне повезло побывать на Единственном показе спектакля "Высшая мера» По пьесе Брехта .Центр Мейерхольда словно специально создан для реализации этой постановки .
Давайте по-порядку: сцена есть , но расположена она в центре зала , словно ринг или эшафот, открытый со всех сторон для зрителей и судей . Зрители располагаются вокруг сценической площадки, где разворачивается действие
По периметру зала расположены балконы , на которых поют хоры , а рядом со сценой стоит Рояль, на котором звучит живая музыка .
Зритель оказывается в эпицентре,- границ не существует : над тобой и вокруг тебя хор, то поющий, то декламирующий, сцена - рядом с тобой, актёры-на расстоянии вытянутой руки, приглушённый свет , дым , прожектора, экраны, дублирующие текст ... интересно? Это ещё не все !
В какой-то миг к поющим хорам на балконах присоединяется хор глухонемых , поющий слова в унисон с помощью синхронных жестов . И так слитно и неотвратимо звучит их музыкальное движение , что это- одно из моих сильнейших впечатлений о спектакле.
В этом действии мы оказываемся все вместе : артисты, музыканты, публика, певцы,- все мы оказываемся связанными одной ситуацией .
Идёт суд.
И хотя Суд с самого начала предваряя события , объявляет : "мы вас оправдаем", остаётся ещё главный суд -ВНУТРИ КАЖДОГО ИЗ НАС. И на этом суде приговор не понятен . Его мы должны вынести во время спектакля .
мы рассматриваем ситуацию: единомышленники и соратники в борьбе за дело революции убили своего товарища . При этом они ведут рассказ о том , что этому предшествовало и как все происходило . Периодически звучат фразы: "мы вам покажем..." и они разыгрывают в лицах фрагменты произошедщих ранее событий .
Действие происходит сначала на границе с Китаем , а потом на его территории , куда убежденные в своей правоте, агитаторы отправляются вести пропаганду .
Так же как судьи в самом начале выносят вердикт: мы вас оправдаем ;- для меня после первой же воспроизведенной участниками ситуации , звучит иной приговор : этому нет оправдания .
Поскольку спектакль нерепертуарный , позволю себе приоткрыть немного завесу .
Почему для меня с самого начала приговор таков . Агитаторам задают вопросы : - вы привезли станки и технику ? Вы привезли продовольствие? Может быть оружие? Но они лишь принесли ИДЕЮ , и за неё требуют отдать и жизнь и время .
Вопросы устарели? Неактуальны ? От сцены не оторваться, а из действия не выпутаться потому, что это вопросы вечные . Слушать голос своей совести внутри себя или быть чистым листом для написания чужих идей и чуждых лозунгов . Быть индивидуальностью или же безопаснее и комфортнее стать послушной частью толпы ? Нести ли индивидуальную ответственность за принятые тобой решения или прикрывать слабость и безволие чужими правилами и быть лишь марионеткой?
Оправдывает ли уель средства ? И до какого времени мы будем думать масштабно и не о людях , а о массах ?
В самом начале спектакля на сцену выходит одинокий актёр и произносит речетатив о звучащих внутри нашей головы чужих голосах ... мне кажется спектакль о том, чтобы научиться слышать себя .
Но, уверена, что каждый может иметь своё восприятие спектакля-кантаты «Высшая мера» .
Хочется аплодировать стоя этому смелому шагу - поставить на сцене Бертольта Брехта и музыку Ханса Эйслера в русском переводе Сергея Третьякова. режиссер Фабиане Кемманн, музыкант Петр Айду и хормейстер Андрей Котов,- вот три кита, на которых уверенно держится сценический успех произведения.
Хочется отметить невероятную полифонию голосов . Гениальное решение: актёры говорят полностью согласно между собой, но не в унисон , добавьте сюда инструментальную партию и огромную хоровую . Все они согласны между собой , но нет гармонии в этих звуках , в них - диссонанс и какофония , как у всего чуждого , искусственно привнесенного извне .
И есть минута тишины : страшная минута , когда обвиняемые разыгрывают перед судьями сцену осуждения и убийства своего товарища ( его вина лишь в том , что он обладает неудобными опасными качествами - жалостью и состраданием к людям , обострённым чувством справедливости . Агитаторы доказывают ему необходимость его убийства и дают минуту тишины , чтобы он САМ принял решение надо его убивать или есть другой выход . И вот этот миг высочайшего напряжения , которое силой сдерживаемых эмоций раскалило до звона воздух в зале , Молодой товарищ отвечает: " меня надо убить ".
В русской версии вся музыка звучит в редакции для фортепиано (виртуоз и энциклопедист Петр Айду) и ста человек хора. При этом хор- это и пение и декламация . И хор не просто звуковое сопровождение , но и полноценный участник происходящего - судья .
Это навевает аналогию с древнегреческими трагедиями , где хор нёс именно эти функции : звук, мораль , суд . Есть и явно читаемая параллель с Евангелием . Идея невинной жертвы для счастья ВСЕХ . Но пронзительно выступает из дымной темноты пространства : не надо жертв , хватит , время людям остановиться и взрослеть .
При том , что срок на постановку был невероятно короткий , актёры великолепно справились со своими ролями . Аплодисменты и восхищение Филиппу Гуревичу, Яне Гладких, Анастасии Лебедевой, Екатерине Мигицко, Павлу Воронцову, Фёдору Левину .
Режиссёр хочет через год повторить этот спектакль в России . И мой совет - идите, не раздумывая . Спектакль сложный, непривычный, интересный ....
И меня он не отпускает до сих пор .
Театральная площадка, где идет много разнообразных современных постановок. Порой используется обнаженка и ненормативная лексика, но скучно здесь не бывает.