Редактор раздела «Туризм» «Вашего досуга», трэвел-блогер Алексей Златолинский и его верная спутница, этнограф Ирина Краснова, авторы YouTube-канала «В отпуск» посетили знаменитую иранскую пустыню и вернулись с раскаляюще жарким рассказом.
ПРИБЫТИЕ
Когда мы на машине подъезжали к Шафиабаду, последнему бастиону цивилизации, за которым начинается пустыня Деште-Лут, то онемели от удивления. Вначале мы увидели огромные финиковые пальмы по периметру деревни, за ними вглубь обычные посадки — вначале фруктовые деревья, затем более мелкие насаждения, кустарники, затем огороды с овощами: помидорами, баклажанами, луком, бобовыми — вся эта флора использует лиственный покров гигантских пальм в качестве естественной защиты от солнца. Затем шли дома и постройки для животных. И, наконец, в самом центре виднелись общественные здания, административная часть деревни, школа, небольшой базар... Одним словом, перед нами был точнейший повтор иллюстрации учебника географии седьмого класса. «Лёша, — закричала я, — это оазис!»
ЗАСЕЛЕНИЕ В ГОСТЕВОЙ ДОМ
Шафиабад — это деревня в сельском округе Шахдад иранской провинции Керман с населением, по данным послдней переписи, в 146 человек. На ночь мы остановились в гостевом доме с внутренним двориком и бассейном с маленьким фонтанчиком в центре. Вокруг него — цветы и лавочки, которые как бы приглашают отдохнуть у воды.
Комнаты в гостевых домах Шафиабада сдаются без «удобств», то есть туалет и душевые помещения, или «хамам», располагаются в конце двора — на улице. В Иране вы не войдете в жилое помещение в уличной обуви. В традиционном доме, не говоря уже об отелях, вам заботливо предоставят сменную: для жилых комнат одну, для санузлов другую. Ну, а мечеть, безусловно, все обязаны переступать исключительно босиком.
По приезде мы приняли душ, и для нас приготовили вкусный и легкий обед с кашке бадемджаном — баклажанная икра на основе кислого йогурта с приправами — которое прекрасно утолило и голод и жажду. Планов на день не было, поэтому гид предложил нам воспользоваться обычной программой туристов в Шафиабаде: сафари в пустыню. У Али, младшего представителя хозяев, был на этот случай внедорожник.
ВСТРЕЧА С ПУСТЫНЕЙ
В пустыне нас ожидали ветер и песок, которые создают характерную архитектуру ландшафта. Немного фантазии, и в этих дюнах можно увидеть храмы и дворцы, фигуры гигантских животных, обломки грандиозных построек и даже Колизей. Али показывал нам места, где открываются интересные ракурсы, где хочется фантазировать.
Али — молодой человек лет тридцати, он всю жизнь прожил в Шафиабаде, знает пустыню, как свои пять пальцев, и, судя по всему, считает ее полигоном для опасных трюков. Иначе как объяснить его сумасшедшее лихачество? Али на бешеной скорости преодолевал отвесные спуски, а затем молниеносно въезжал на вершину песчаного холма, резко приближался к песчаным барханам и внезапно останавливался в миллиметре от них. Ни секунды не сомневаясь в его каскадерском таланте, я всё же обратилась к нему с просьбой прекратить это спектакль «у бездны на краю». После этого Али стал ехать подчёркнуто медленно, и таким образом мы преодолели этот не нужный нам стресс.
ПИКНИК НА ОБОЧИНЕ
Сезон дождей приходит в пустыню обычно в марте. Как объяснил наш гид — это шесть-семь дождливых дней. Но в этом году в марте выпало беспрецедентное количество осадков. Их было так много, что в месте, где проложена асфальтированная дорога, образовалось озеро. У него мы и расположились на пару часов, чтобы увидеть закат и понаблюдать за появлением звезд на небе. Али устроил нам небольшой пикник. Основным лакомством было коломпе — ярко-желтое печенье из песочного теста, в котором совсем нет сахара, но добавлен шафран, а начинка приготовлена из фиников.
Про финиковую пальму стоит сказать отдельно. Растут эти деревья по периметру оазисов и дают спасительную в пустыне тень и влагу всему живому вокруг: людям, животным и зеленым насаждениям. Ценны и плоды растения. Финики в свежем и сушеном виде — это «хлеб пустыни», причем в буквальном смысле тоже. Их размельчают в муку и пекут из нее хлеб. Из поджаренных финиковых косточек делают кофе. Кроме того, в пищу употребляют сердцевину молодых растений, а из стволов добывают пальмовый сок, который не только утоляет жажду, но и обладает лечебными свойствами. Жители пустыни очень любят «финиковый мед», а также издревле знают несколько способов приготовления финикового вина. Из фиников могут настаивать кое-что и покрепче. Из соцветий получается «пальмовая капуста». Финики используют в качестве корма для домашни животных, а из стволов и корневищ изготавливают мебель. Из волокон листьев плетут мешки, канаты, корзины, а сухой листвой набивают матрацы и подушки.
АРАБСКАЯ НОЧЬ
Но вернемся к закату в пустыне, встречать который — особое удвольствие. Во-первых, звезд на небе очень много. Во-вторых, пожалуй, во второй раз в жизни (первый — в казахстанской степи) я наблюдала их так близко. В городе, даже если небо чистое, увидеть звезды на горизонте, практически нереально. Насладившись этой красотой, мы выехали обратно.
Дома нас ждал ужин: очень вкусно приготовленная куриная ножка — с томатом, куркумой, шафраном и перцем. Отдельно поданный рис с шафраном. Розетка с салатом — очень мелко нарезанный огурец с луком и чесноком — заправленный йогуртом и вторая розетка только с йогуртом. Из напитков: иранский вариант пепси-колы и вода. Отдельно подали чай с печеньем коломпе и варенье из моркови. Легли спать рано, потому что с утра предстояла длинная насыщенная программа.
ВРЕМЯ ПРОЩАНИЯ
Утром старшая хозяйка, накрывая нам завтрак, доверительно поведала, что в двух километрах отсюда они уже построили второй традиционный дом. Там уже не шесть, а двадцать четыре комнаты. «И удобства теперь будут в комнатах, — добавила она. — Мы заметили, что нашим гостям этот вариант нравится больше».
В книгу отзывов, состоящую, наверное, из десяти томов мы вписали несколько предложений на разных языках: персидском, русском и немецком. А Али уже смотрел на нас так, как будто ещё немного, и он бросится усыновлять и удочерять нас. Чуть помедленнее, Али, и да хранит тебя твой каскадёрский бог!