В Греции даже Север прекрасен. Выбрав в качестве курортной дислокации полуостров Халкидики, вы сможете не только насладиться экотуризмом, но и совершить поездки в Салоники и Метеоры.
Северная столица
Ворота в северную Грецию -- Салоники. Местные называют свой город «северной столицей», и не без оснований: ведь это в Салониках, а не в Афинах – крупнейший в Греции храм и лучший университет.
Символ Салоник - суровая Белая башня, турецкий форт, служивший в старину тюрьмой. Можно взобраться на нее, глянуть на окрестности, а потом уйти вверх по раскинувшимся амфитеатром улицам, замечая, как от квартала к кварталу этот вроде бы типичный средиземноморский город перелистывает перед тобой страница за страницей свою запутанную 23-вековую историю.
Вот суматошная виа Эгнатия, на которой торгуют всем - от недвижимости до свежеиспеченных бубликов, в древности тут пылила под копытами коней знаменитая дорога, связывавшая Рим и Константинополь. Поднимитесь выше -- базилика Святого Дмитрия Солунского: возведена в V веке, а выглядит как новая. Она действительно была восстановлена, и лишь приглядевшись, замечаешь древние камни, повидавшие пожар и землетрясения, -- реставраторы бережно вставили их в «оправу» современной кладки. Еще один символ города, Ротонда, и снова та же пестрая судьба: императорский мавзолей, православная церковь, мечеть…
Прогуляйтесь по нарядной площади Аристотеля, ухватив по пути присевшего философа за большой палец правой ноги, который до блеска отполирован желающими набраться мудрости. Пройдитесь по улице Цимиски, где расположились самые модные бутики и самые пафосные офисы в северной Греции. А выйдя на площадь Элефтериас, садитесь на автобус, и он домчит вас до Верхнего города. Здесь тоже есть своя Цитадель и свой кусок городской стены византийского периода, но над всем царит деревенская идиллия: цветут сады, стрекочут цикады, у игрушечных домиков с синими ставнями зевают кошки. Салоники и залив Термаикос отсюда видны как на ладони.
Porto Carras
Путь из Салоник в Халкидики занимает час-два. Едешь, перекатывая на языке слово «Халкидики», и размышляешь, как может выглядеть место, название которого подошло бы каким-нибудь восточным сладостям: произносишь, и оно растекается во рту вкусом меда и орехов.
На месте оказывается, что выглядит все восхитительно: прихотливая, как кружево, береговая линия со множеством бухт и желтым песком, сосновые леса, горы… Древнейший человек Европы, чьи останки обнаружили на Кассандре, знал, где жить!
Кассандра – один из трех «пальцев», которые полуостров Халкидики окунает в воды Эгейского моря. Это самое раскрученное здесь место, эпицентр туристической тусовки.
На противоположной стороне халкидонской «клешни» -- Афон, или Айон-Орос, место святое и труднодостижимое.
Средний «палец» -- Ситония, туда мы и направимся. На Ситонии расположен самый, пожалуй, знаменитый в Северной Греции гостиничный комплекс -- Porto Carras. Некогда он был любим богемой (к созданию одной из здешних вилл приложил руку Сальвадор Дали), а теперь по его мраморным коридорам то и дело прогуливаются лица из политической элиты: несколько лет назад Porto Carras принимал саммит Евросоюза, здесь же останавливался во времена своего президентства Владимир Путин.
Смешной «паровозик» - электромобиль каждый час собирает постояльцев у крыльца двух здешних отелей – Meliton и Sithonia, чтобы прокатить их по территории этого экологического рая, в котором туристу разве что инжир сам не прыгает в рот.
Первый пункт «программы» – огромное поле для гольфа, вдоль которого идет дорога, обсаженная агавами и кипарисами. Запрещающий знак не велит лошадям и праздношатающимся гулять по идеально постриженным лужайкам. Остается завидовать чайкам, по-хозяйски разгуливающим у трех живописных прудов, -- или же записаться в местную академию гольфа, получив набор клюшек и право находиться на ее территории с восьми утра до восьми вечера.
Если же в Грецию вы приехали ради моря, то вам направо от Meliton’а – там находится марина на триста с лишним яхт, где вас будут рады принять на борту какой-нибудь прекрасной «Марии» или «Элизабеты». Недавно Евросоюз отметил эту красивую пристань как одну из самых живописных и экологически безупречных гаваней Европы.
Катишься на «паровозике» и понимаешь – тут все «самое-самое»: если центр талассотерапии, то самый большой в Юго-Восточной Европе; если казино, то самое крупное на Балканах; если виноградник, то самый экологически чистый в Греции.
Визит на виноградники - кульминация тура по курортному эдему. У винного завода Domain Porto Carras, подъезд к которому украшают замшелые чаны для давки винограда, электромобиль тормозит – пассажиры отправляются изучать содержимое винных погребов. Вина сухие, терпкие. Сами греки по старинной традиции наполовину разбавляют их водой.
Обратно в отель катим через сосновый бор: алеют вдоль дороги дикие маки, пахнет смолой и медуницей, и с легкостью верится в то, что здесь, как утверждают хозяева Porto Carras, можно встретить косуль.
В километре от курорта поселок Неос-Мармарас. С променадом вдоль набережной, сувенирными лавками, где продаются незатейливые сувениры, почтой, откуда за 70 центов можно отправить родственникам открытку, и общительными греками, среди которых на удивление много русскоговорящих. От гостиничного причала в Неос-Мармарас регулярно отходит катер. Еще приятней брести туда пешком по кромке моря, утопая ногами в крупном желтом песке и выбираясь к дороге только затем, чтобы купить в пляжном баре мороженое или газировку.
Между небом и землей
Помимо прочих примет роскошной жизни, в Porto Carras имеется вертолетная площадка. Полезное сооружение, если у вас есть несколько лишних тысяч евро – 20 минут, и вы в Метеорах.
Если же денег нет, в Метеоры все равно нужно съездить – с экскурсией, на арендованной машине, на местных автобусах KTEL, -- не имеет значения. Это место (спросите любого, кто там побывал) из разряда незабываемых. Там испытываешь то, что древние предки здешних обитателей называли словом «катарсис». И это ощущение привязывает тебя к Греции прочным канатом и требует вернуться.
Дорога из Халкидиков в Метеоры довольно длинна, но скучной ее не назовешь: море, горы, зубчатые стены турецких замков, отары овец, норовящие переплыть дорогу перед притормозившим автобусом.
Метеоры вырастают на ровной, как блин, поверхности Фессалийской равнины неожиданно. Мы едем по дну древнего моря, которое когда-то и намыло эти гигантские, до 600 метров высотой, столбы. Когда вода ушла, за дело принялись ветер, землетрясения, меняющийся климат, которые довершили дело создания геологического чуда. Эти скалы -- парящие в воздухе каменные колонны, кажется еще мгновение, и они оторвутся от земли, как взмывший камень на картине Магритта.
Неудивительно, что еще в глубокой древности на их отвесные склоны стали подниматься отшельники и устраивать тут свои кельи и монастыри. Время расцвета монашеской республики, когда сюда уходили от жизни мирской особы королевской крови, миновало пять столетий назад, но шесть из двадцати четырех монастырей все еще живут по древним обычаям. Заночуйте в городке Каламбака, над которым парит монастырь Святого Стефана, и между двумя и тремя часами ночи вы будете разбужены звуками, доносящимися со стороны монастыря. Там в это время клепают в било, призывая сестер к утреннему богослужению, – бьют молотками в деревянные бруски, которые использовались вместо колоколов еще во времена первых христиан.
Сюда нужно приезжать хотя бы на пару суток -- один-единственный экскурсионный день в Метеорах до обидного короток. В Каламбаке и деревушке Кастраки, которые расположены рядом, хватает пансионов, кемпингов, таверн и таксистов, которые за 20 евро прокатят вас по серпантину, соединяющему монастыри, да еще обо всем и расскажут. К вечеру, когда импровизированная экскурсия будет закончена, а монастыри закроются, рассчитайтесь с водителем и отправляйтесь вниз по старой мощеной дороге пешком. Палец будет трудно оторвать от кнопки спуска фотоаппарата: деревянные галереи, которые зависли над провалами в бездну; красные черепичные крыши, горящие на фоне серого камня; шаткие деревянные лесенки заброшенных аскитариев, которые непонятно как прилепились к скальным щелям и, кажется, держатся одними молитвами.
И уже на входе в Кастраки – прощальная улыбка Метеор. Отвесная скала с углублением, в котором полощутся на ветру множество пестрых платков. Это аскитарий святого Георгия Мандиласа, или Платочника. Святой Георгий -- покровитель Кастраки, а производство платков – традиционный промысел ее жителей. Каждый год в первый понедельник перед Пасхой по давно заведенному обычаю альпинисты и смельчаки из местных вскарабкиваются по скале с очередной коллекцией платков – приношением святому Георгию – в давно пустующую обитель. И целый год у них потом все очень хорошо.
ДЕТАЛИ
Что купить
Комболои – четки, выточенные из дерева или камней. К религии отношения не имеют, используются как способ снять напряжение.
Косметика на оливковом масле – например, знаменитого во всем мире бренда Korres.
Шубы – центр греческого скорняжного мастерства, Кастория находится на северо-западе, доехать туда из Халкидиков несложно.
Как добираться
Из Москвы в Салоники – два с половиной часа лету. Кроме того, летом ходит поезд Москва – Салоники. Отходит состав от Киевского вокзала, время в пути – 2 дня 15 часов.
Другие статьи по Греции:
Греция: Колыбель цивилизации
Греция: Олимпийский отдых
Греция: о земном и небесном
Греция весной: остров Корфу
Крит и его обитатели
Острова из мифов
Редакция благодарит туристскую компанию «Лабиринт» за помощь в подготовке материала
(495) 785-02-41, (495)961-33-01
www.labirint.travel