В Швейцарии новый туристический тренд — парки и деревни, ставшие памятниками ЮНЕСКО. Там можно сполна ощутить, что такое культурно-экологический туризм.
Если бы я в подробностях знал, что мне предстоит пережить в осенней поездке по югу Швейцарии (а это, пожалуй, лучшее время и лучшее место для знакомства с «real Swiss»), я бы настроился по-другому. Вместо двух выходных костюмов, рассчитанных на вечеринки в богатых шале, взял бы что-то поприличнее.
Тур назывался «Долины Вале и Бинталь. Парки ЮНЕСКО» и предвещал эксклюзивные удовольствия. Всем известно, что ЮНЕСКО — это организация, которая охраняет лучшие памятники и ландшафты планеты (вроде нашей Красной площади или всего ансамбля Венеции). На этот раз в качестве ценности выступали пейзажи. То, что швейцарские ландшафты с роскошными коровами, — вещь всемирного значения, ясно без охранных грамот. Каждый помнит, что нервный Достоевский находил там душевный покой, а Ленин копил революционную энергию. Но вряд ли два этих любителя прогресса (один — духовного, другой — промышленного) могли вообразить, что через сотню лет, обзаведясь мобильниками и лэптопами, люди не придумают ничего лучше все тех же лугов и коров.
Люцерна — свет очей
Все начиналось в «городе света» (так переводится название Люцерна). Сначала, правда, было прибытие в Цюрих на Swiss Air Lines. Немедленная посадка на поезд (швейцарцы страшно гордятся точностью своих железных дорог, поэтому в нагрузку к авиабилету вручают номера платформ и посекундное расписание вашего экспресса) и прибытие через час в люцернский отель Redisson, который находятся ровно в пяти минутах ходьбы от вокзала.
Люцерну, если верить опросам, жители Швейцарии считают самым красивым городом страны. Здесь уникальные старинные постройки (вроде двух деревянных мостов, украшенных картинами XVII века) соседствуют с модернистскими чудесами. Переливающийся отраженными водами озера Культурный форум с концертными и выставочными залами построил Жан Нувель, лучший из современных архитекторов. Здесь выступают первостатейные оркестры мира — в любой уикенд идите на концерт, не ошибетесь. Поблизости, в музее Розенгарта — одна из лучших коллекций Пикассо и Пауля Клее (Пикассо мы, слава богу, знаем, а вот безумный мир его современника Клее станет настоящим открытием). Туристам советуют не пропустить еще Музей транспорта: сотни винтажных велосипедов, первые образцы вагонов, чего в нем только нет. Иными словами, два дня в Люцерне промелькнут, подобно закатному лучу.
Кстати, люцернскую культуру лучше всего разбавлять отличной местной кухней. Рекомендую типично швейцарский ресторан Wirtshaus Taube на улице Бургергассе (на ней, кстати, расположены еще десяток отличных заведений). Спокойно заказывайте салаты — все большие и свежие, вино тоже не подведет, а вот со вторым блюдом осторожней: то, что нравится швейцарцам, не всегда подходит любителям здорового питания.
Ночью Люцерна необыкновенно хороша — подсвечивается ратуша и огромный фонтан у Форума, светятся замки на вершинах гор, сияют мосты и арки. Увы, на долгие ночные прогулки времени не было — завтра ждал ранний подъем и путь в живописные долины люцернского кантона.
Золотая лихорадка
Утренний поезд за полчаса доставил меня с другими туристами в городок Энтлебух. Он расположен в центре долины, которая носит гордое звание природной зоны ЮНЕСКО. Здесь нет особенно древних сооружений или чудес света, но сама жизнь в долине Энтлебух построена по законам культурного заповедника: жители пристально следят, чтобы ландшафт не оскорбляли признаки цивилизации, чтобы все продукты были предельно экологичными (если встретите в магазине сыр или молоко с пометкой «Энтлебух» будьте уверены в их абсолютной чистоте), сохраняются старинные промыслы и традиции. Иными словами, вас ждет самая что ни на есть real Swiss.
Кроме того, устроители тура решили преподнести нам дорогой подарок — поездку в местечко Напф (Napf, недалеко от села Romoos). Здесь на речке нас должна была охватить «золотая лихорадка». Вот уже более века в Напфе «моют» золото — с помощью лопаты и особых тарелок просеивают речной песок, чтобы найти мельчайшие золотые песчинки. При определенной сноровке за три-четыре часа вкупе можно намыть вполне приличную золотую горошину. Занятие страшно захватывающее. Поначалу все кажется игрой и чем-то несерьезным. Но видели бы вы с каким рвением мои гламурные спутницы, обутые в резиновые сапоги, изыскивали золотые искры на донцах тарелок. Никакой самый захватывающий шопинг с этим поиском богатств не сравнится. Лично я привез пузырек с четырьмя песчинками. Заказать такую поездку-экскурсию можно прямо в офисе долины (www.biosphaere.ch).
Люкс с коровами
Золотая лихорадка — далеко не все приключения в долине Энтлебух. На вечер у нас было запланировано барбекю в деревеньке Baerueti. Более красивого места придумать сложно — холм, буколические коровки, тишина и захватывающие виды во все четыре стороны. На столе — четыре вида мяса, салаты, рядом носится пес, играют хозяйские дети, на ветру позванивают колокольчики...Ощущаешь себя героем фильма про Калиостро, оказавшимся один на один с сельской простотой («Хочешь большой и чистой любви?»). И, как в случае с этим злополучным героем, — обескураживающий финал. Нам было предложено переночевать прямо здесь... на сеновале, рядом с коровами. А утром, в 5.00 посмотреть на дойку и выпить парного молока. Тем, для кого сено — дикий экстрим, были приготовлены еще комнаты с двухъярусными кроватями (если вы бывали в студенческих хостелах, вы поймете, что это такое). Деваться было некуда — в темноте над головой ярко сияли звезды.
Ночевка в стогу оказалась вполне себе комфортной — хозяева выдавали каждому столько одеял, сколько требовали напуганные гости. А просыпаться в швейцарском тумане, когда рядом прыгают дикие кролики — очень поэтично. Между прочим, ночь в деревне пользуется страшной популярностью среди швейцарцев — за нее берут какие-то 25 евро.
Кантон Вале
Знакомство с уникальными природными зонами и парками продолжаем в кантоне (нечто вроде нашей области) Вале, находящимся на самой границе с Италией. Здесь нас не ожидают экстремальные вещи вроде снов в стогах. Территория Вале, как и Люцерна, по мнению швейцарцев, — самый красивый из всех естественных ландшафтов. Отсюда, кстати, происходят знаменитые сенбернары (добрейшие собаки, предназначавшиеся в давние времена для поисков потерявшихся лыжников). Не буду особенно многословен. Просто перечислю по пунктам, что вам стоит сделать, чтобы уехать домой с чувством глубокого удовлетворения.
- Сфотографироваться на фоне символа Швейцарии — горы Маттернхорн (с сенбернарами или без). На горе — самая высокая в Европе смотровая площадка, на которую можно подняться за 10 евро (заодно посмотрите ледяной павильон).
- Попробовать местные деликатесы: вяленое мясо, сыры, хоэру и гзоттус (заодно узнаете, что это такое).
- Снять усталость в термальных источниках Лейкербада (здесь они еще с римских времен).
- Подняться на гору Спилбоден в Зас-Фе и покормить с рук сурков.
- Прикоснуться к истории замка Сьона (Sion) и аббатства в Сен-Морисе (там в церкви XIII века проводятся отличные органные концерты).
Как добраться
Лучший выбор для полета в Цюрих — авиакомпания Swiss. У нее три ежедневных рейса из аэропорта «Домодедово», можно самостоятельно забронировать билет на сайте swiss.com. На борту самолетов подаются типично швейцарские блюда (такого сыра вы в Москве точно не найдете). Если же вы летите бизнес-классом, вас ждет специальные лаунж-залы с горячей кухней и всевозможными напитками. Будьте внимательны — в аэропорту Цюриха vip-зал расположен почти перед самым выходом на самолет, поэтому все покупки в duty-free сделайте до паспортного контроля.