Хотите увидеть самые модные музеи, созданные по последнему слову техники? Хотите потрясти родных и близких новыми впечатлениями? Самое время отправиться всей семьей в Штутгарт.

Незаезженный маршрут

Российские туристы наведываются в Штутгарт не часто — соседний Баден-Баден еще со времен Достоевского в плане отдыха и развлечений известен куда как больше. Штутгарт — место паломничества автолюбителей и автодилеров. Тех, кто из первых рук (то есть прямо с конвейера) изучает и приобретает эксклюзивные модели Mercedes и Porsche.

Нам довольно трудно понять, как промышленный город может быть интересен туристам. Сразу представляется копоть и хмурые рабочие районы. Но, опровергая все стереотипы, Штутгарт превратился в один из самых горячих туристических центров. Сюда приезжают семьями со всей Европы, немцы и швейцарцы проводят тут уикенды, американцы специально выстраивают европейские вояжи, чтобы не пропустить Швабию. В чем причина такого ажиотажа вокруг Штутгарта? Здесь сошлись сразу несколько модных туристических трендов, дополняющих друг друга: история и современность, комфорт и приключения, роскошь и демократизм.

Русский след
Путешественник из России переполняется в Штутгарте чувством национальной гордости. Ведь первое, о чем рассказывают местные гиды — об огромном вкладе русского самодержавия в экономику и культуру города. Любимые персонажи исторических легенд и преданий — две российские княжны, вышедшие замуж за швабских королей. Екатерина Павловна приехала в Штутгарт в начале XIX века, когда земли ее супруга Вильгельма I находились в страшном упадке. В итоге все царское приданое пошло на учреждение школ, больниц, касс взаимопомощи — Катарина подняла город с колен и, рано умерев от трудов, заслужила славу святой (капелла, где она похоронена — одно из самых красивых мест в Германии). Не меньшую известность за свою просветительскую и благотворительную активность стяжала в конце XIX столетия княжна Ольга Николаевна. Она — героиня Старого Замка, где сейчас располагается музей с ольгиными драгоценностями. Помимо исторических экспозиций в Штутгарте много залов с современным искусством — лучший из них находится во внушительном небоскребе, откуда открываются потрясающие виды на окрестности (там же, кстати, недорогой ресторан высокой кухни).

Сегодня трудно представить, что эти земли могли бедствовать. Они, кажется, созданы для благоденствия и процветания: весь город защищен холмами с отличными виноградниками. Если вы не равнодушны к вину, очень рекомендуем посетить местный Музей виноделия, либо устроить пеший тур по частным винодельням. Однако главное, ради чего стоит выбраться за пределы города (примерно в 20 минутах езды) — два новейших автомобильных музея.

Авто в авторитете

Архитектура Музея «Порше» — лучший пример технологичного хай-тека

Музей «Мерседеса» (Mersedes-Benz Museum) был открыт в 2006 году и тут же побил рекорды по посещаемости. Через два года эстафету самого продвинутого из технических музеев у Мерседеса перехватил Музей «Порше» (Porsche Museum). Удивительно, что в музейном деле повторилась история отношений двух автомобильных брендов: «Мерседес» заложил основы и задал стандарты, а «Порше» довел их до совершенства и придал немыслимую динамику. Это видно даже в архитектуре музейных зданий.
Музей «Мерседеса» построен голландскими архитекторами рядом с заводом. Он чем-то напоминает знаменитый Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке: принцип тот же — огромная спираль, по которой зрители движутся сверху вниз. Музей «Порше» намного радикальней, его создал австрийский дизайнер (этот проект соревновался со 170 другими претендентами): взорвавшийся параллелепипед с зеркальной крышей-козырьком. Внутри Музей «Порше» изрезан косыми линиями перил, бордюров, подиумов. Иными словами, два музейных дома воплощают все самые передовые архитектурные тенденции — хай-тек нового века.

Однако самые захватывающие сочетания дизайна и традиций раскрываются внутри. Музей «Мерседеса» — это абсолютное погружение в 150-летнюю историю машины: от изобретения Крайслером мотора до последних экомоделей. Каждый зал (будь то «Рождение бренда» или «Послевоенное чудо») — это, с одной стороны, рассказ о времени (не обойден даже такой болезненный момент, как работа «Мерседеса» на фашизм), с другой, показ технических инноваций и развития дизайна (стены и полы залов оформлены теми же материалами, которые в разные периоды использовались для оформления мерседесовских салонов). Между прочим, амбиции Даймлера Крайслера простирались не только по земле: его двигатели работали и в воздухе, и в воде (отсюда и знак «Мерседеса», символизирующий три стихии). При желании зритель может свернуть в две отдельные галереи, где можно увидеть машины знаменитостей (внедорожник Ринго Старра, любимый автомобиль принцессы Дианы или модель, специально созданную для Папы Римского).

Раритетные машины показываются как драгоценности. При этом они все на ходу, в чем можно убедиться на тест-драйве

Музей-мечта
Если бы дело ограничилось только отреставрированными раритетами (в экспозиции более двух сотен), это был бы типичный политехнический музей (такой, как в Москве). Мало того, что каждый новый этап истории подан как интерактивная инсталляция (со музыкой того времени, плакатами, кумирами), вас в буквальном смысле помещают внутрь автомобильного мира. Таким симуляторам реальности — будь то тренажер, воссоздающий перегрузки пилота «Формулы-1», или показ испытаний машины на прочность — аналогов не найти. Последним аккордом путешествия становится огромный магазин автомобильных моделек (всех стилей и эпох, выполненных с тщательностью ювелиров «Фаберже»). Увести оттуда детей практически невозможно.

В отличие от «Мерседеса» история «Порше» охватывает только вторую половину ХХ века. Но в музее этого отпрыска машинного гиганта (Фердинанд Порше, как известно, начинал на заводе Крайслера) акцент сделан на другом: на гонках, скорости и спортивных страстях, выливавшихся в новые дизайнерские решения. Здесь есть даже модель, зависшая на потолке. Так иллюстрируется реальный факт — при скорости более 200 миль в час машина может ехать по потолку. Ошеломляющее впечатление производят аппараты, воссоздающие шумы моторов разных моделей. Лучшие гоночные машины поданы, словно бриллианты — в свете софитов, на подиумах. При том, что все они на ходу, и зрителям не запрещается трогать кузовы, открывать двери (разве что нельзя ездить в них по музею — хотя для желающих имеется отдельный холл для тест-драйва). Только тут и понимаешь, что машины — это далеко не средство передвижения, а продолжение человека, всех его надежд и тайных желаний.


Как добраться
Из аэропорта Внуково регулярные рейсы в Штутгарт совершает компания Germanwings. Билеты можно оформить по интернету: www.germanwings.com. У немецких «Крыльев» всегда много скидок и спецпредложений. Иногда цена за билет опускается до 50 €.


Для посетителей музеев
Музей Мерседеса
Mersedesstrasse,100
9.00-18.00 (выходной — пн)
цена билета — 8 €
www.mercedes-benz.com


Музей Порше
Porscheplatz,1
9.00-18.00 (выходной — пн)
цена билета — 8 €
www.porsche.com