В мире немало необычных и по-настоящему загадочных мест. Но остров Пасхи даже в их ряду кажется чем-то уникальным.

Общее впечатление

Остров Пасхи — одно из самых необычных, уединённых и загадочных мест мира. Он находится почти в центре Тихого океана, но (так сложилось исторически) относится к Южной Америке — входит в состав Чили. Моя трёхдневная поездка на остров Пасхи была частью путешествия по Чили, однако, так как он с Чили не имеет почти ничего общего, я решил написать об этом путешествии отдельный рассказ.

Настоящее название острова Пасхи — Рапа-Нуи. Из всех населённых людьми мест мира это — самое удалённое от ближайших соседей. От Чили оно находится на расстоянии 3.8 тыс. км; до ближайшего обитаемого острова Полинезии — 2 тыс. километров. Перелёт из Сантьяго, через пол Тихого океана, хоть и является внутренним чилийским рейсом, но занимает целых 5 часов.

Остров Пасхи чрезвычайно интересен по многим причинам. Во-первых, его история — это история целой маленькой цивилизации, развивавшейся обособленно на небольшом, отрезанном на целое тысячелетие от остального мира острове. Печальный конец этой цивилизации кажется предостережением — ведь нечто подобное, только в куда большем масштабе, может произойти и со всей нашей планетой. Во-вторых, вся история острова полна загадок и овеяна необыкновенной мистикой. Историки, этнографы, генетики до сих пор ведут споры о том, откуда и когда прибыли на Рапа-нуи его обитатели, как развивалась эта цивилизация, и что именно положило ей конец. В-третьих, и это, пожалуй, самое главное — на Рапа-нуи до наших дней сохранились грандиозные артефакты ушедшей эпохи — почти тысяча огромных загадочных статуй «моаи», которые считаются одними из величайших объектов всего культурного наследия человечества.

Последователи различных культов и учений считают остров Пасхи библейским «пупом Земли», полагая, что именно здесь находится главный канал связи всей Земли с «космосом», а в истории острова зашифровано некое послание высших сил всему человечеству. Даже если не принимать всерьёз подобные «теории», нельзя не заметить то, что находясь на Рапа-нуи, действительно ощущаешь его какую-то особенную ауру. Остров не от мира сего.

История и культура
Остров Пасхи был открыт для европейцев в 1722 г. Голландский мореплаватель высадился на него в день Пасхи, откуда и возникло его название. Остров представляет собой возвышающуюся над поверхностью океана вершину подводной горы с вулканическими кратерами, холмистым рельефом, но без рек и озёр. По площади остров Пасхи — очень небольшой (10 на 20 километров), но, по субъективному восприятию, совсем уж маленьким кусочком земли он всё-таки не кажется.
Согласно принятым представлениям, первые люди прибыли на остров Пасхи на лодках из Полинезии (острова на юге Тихого океана) от полутора до одной тысячи лет назад, вероятно, обнаружив пядь земли среди бескрайнего океана случайно. До других обитаемых мест Тихого океана было так далеко, что осевшие здесь древние мореплаватели оказались оторванными от остального мира, и уже через несколько поколений их потомки поверили в то, что они — единственные люди на планете. Именно благодаря изолированности цивилизации в течение многих веков, сформировалась её уникальная, самобытная культура. Первое время уклад жизни туземцев мало отличался от других островов Полинезии. Людей было немного, а продуктов земли и окружающего моря достаточно. Но именно потому, что изоляция спасала остров от войн и эпидемий, население росло, достигнув на пике, по оценкам, порядка десяти тысяч человек.

Несмотря на маленькие размеры острова, на нём постепенно возникла сложная социальная иерархия и уклад жизни, основанный на множестве «священных» обрядов и традиций. Отсюда, к примеру, вошло в языки мира слово «табу», означавшее на Рапа-нуи абсолютный запрет каких-либо действий, нарушение которого каралось смертью. Появилась и примитивная письменность, до сих пор не расшифрованная. Возникло большое социальное неравенство. Люди были поделены на две касты — «длинноухие» вожди и элита и «короткоухие» простолюдины. При большой плотности населения островка элите принадлежали лучшие угодья, другим же их взять было неоткуда, и они становились наёмными работниками. Вожди острова, искренне не подозревавшие о том, что во Вселенной может быть кто-то выше их, считали себя богами, способными через обряды влиять на погоду и даровать изобилие или неурожаи. В обмен на свою милость они стали требовать от своих подданных увековечивать себя в виде больших статуй. Идея статуй не была уникальна — изваяния правителей из подручного материала воздвигают все культуры вплоть до наших дней. Тем более что на вулканическом острове Пасхи имелись залежи плотного и относительно лёгкого вулканического туфа, который легко обрабатывался. Вытёсывание, передвижение и установка статуй со временем стало главной деятельностью на острове, не считая добычи еды. Поколение за поколением статуи становились всё выше и сложнее: самые поздние — 20 метров в высоту (7-этажный дом). Их стали ставить на большие постаменты («аху»), а на головах статуй появились «головные уборы» из плоских камней и вставные глаза из крупных ракушек. Каждое поколение вождей старалось превзойти в своём искусстве предыдущие. И это оказалось дорогой к катастрофе. Статуй требовалось всё больше, а ресурсов небольшого острова становилось всё меньше.

Катаклизм
До прибытия людей остров Пасхи, как достоверно установлено, был полностью покрыт лесами. Массовое исчезновение деревьев совпало с периодом возведения статуй. Вначале лес рубили для расчистки участков под поля, но со временем всё больше — для изготовления различных приспособлений для транспортировки статуй. Сведение лесов вело к эрозии почвы, ветер сдувал её плодородный слой в океан. Население росло, а урожаи падали. Затем без больших деревьев стало не из чего выдалбливать каноэ. Теперь туземцы не могли выходить далеко в океан для ловли тунца, им оставалось лишь ловить мёлкую рыбёшку у берега. Единственным путём спасения цивилизации Рапа-нуи могло стать только ограничение рождаемости в сочетании с защитой лесов (никаких ассоциаций с современным миром?). Вместо этого вожди, чтобы умилостивить предков, требовали возводить еще больше статуй, для чего приходилось рубить последние деревья. Восстание голодных камнерезов произошло стихийно — контуры самых больших в истории острова, но неоконченных статуй на главной каменоломне Рапа-нуи можно увидеть и сегодня. Примерно за столетие до приезда европейцев на оголодавшем острове началась война всех против всех. Распространился каннибализм — за нехваткой другой пищи победители съедали побеждённых, после чего сталкивали статуи их кланов на землю лицом вниз. Сменились поколения, пришла в полный упадок культура. Прибывшие европейцы застали на голом, без деревьев острове кучку дикарей, которые вели первобытный образ жизни среди поваленных грандиозных статуй (не закончится ли когда-нибудь так же и наша цивилизация?). Первооткрыватели также упоминали, что видели на острове людей всех цветов кожи, что является загадкой, противоречащей представлениям науки о происхождении жителей острова.

Прибытие европейцев не разрешило бед выживших туземцев, а, напротив, только усугубило их. Начались эпидемии принесённых болезней, остров не раз грабили, а в  XIX веке к его берегу пристали перуанские корабли и угнали практически всё население Рапа-нуи в рабство, поставив точку в истории его цивилизации. К концу 19-го века на острове Пасхи оставались единицы коренных жителей. В XX веке учёным некого было даже расспросить о легендах, которые могли бы пролить свет на тайны острова. Сейчас на Рапа-нуи живут несколько тысяч человек, обслуживающих туристов, из которых лишь немногие имеют примесь генов коренной расы.

Остров Пасхи сегодня
Мрачная сюрреалистическая история удивительного острова вовсе не создаёт гнетущей атмосферы для приезжающих сюда туристов. Напротив, первое, что бросается в глаза буквально с трапа самолёта — яркость красок зелени; густой влажный запах тёплого тропического острова и приветливые улыбки встречающих гидов, которые, по традиции, вешают на шею каждого прибывшего туриста гирлянды из цветов. На острове всего один городок, а точнее, небольшая деревня, где расположены гостиницы типа лоджей, а также несколько улиц с приятными ресторанчиками и сувенирными магазинами. На улицах можно увидеть немало симпатичных местных девушек со смесью испанских и полинезийских черт. Атмосфера острова пронизана ощущением вечной сиесты — никто никуда не торопится, и один день не отличается от другого. Во время самостоятельных прогулок по острову меня поначалу настораживала масса живности — здесь то и дело натыкаешься на разгуливающие без присмотра табуны лошадей, стада коров, стаи бездомных собак. На второй день привык — агрессии животные не проявляли.

Стандартная программа пребывания на острове (как в моём случае) длится три дня — за это время можно не торопясь объездить с экскурсоводами все его интересные места. Некоторые туристы проводят на Рапа-нуи неделю: загорают на всего одном, но хорошем пляже, занимаются дайвингом, совершают длинные пешие походы в те точки острова, куда не водят экскурсоводы.

Моаи
Все до единой статуи острова вырезаны из монолитного спрессованного вулканического пепла. Всего на Рапа-нуи сохранилось около 900 оригинальных статуй (включая неоконченные), что для столь компактного острова очень много. Статуи стоят вдоль всего побережья острова, а также в некоторых местах в его глубине. Большинство установлены поодиночке, некоторые по 2-3, и лишь на нескольких платформах, представляющих особенный интерес для туристов, можно увидеть целые группы статуй. Интересно, что все моаи острова, за исключением единственной группы, смотрят не в сторону океана, а повёрнуты к нему спиной, глядя вглубь острова — в этом определённо был некий неизвестный нам замысел их создателей. На головах многих моаи — уборы из красного камня. У статуй позднего периода имелись глаза в виде ракушек, но в оригинале они не сохранились — повалив статуи, туземцы откалывали от них глаза и бросали в океан (несколько таких «глаз» были позже найдены на дне у берега). Уже в наше время, для туристов, к некоторым большим статуям приделали глаза-ракушки, похожие на оригинальные.

Среди множества платформ острова самыми впечатляющими, безусловно, являются две. На одной из них установлены семь статуй, больших, с не похожими друг на друга «лицами». Это единственные из всех статуй острова, стоящие лицом к океану (правда, находятся они не у самого берега, возможно, их создатели просто не придали ориентации значение).

Самая большая на острове группа из 15 моаи великолепна во всех отношениях. Она стоит у самого берега океана в окружении живописных скал. По размеру эти статуи — самые грандиозные на острове. Потрясающее впечатление от их осмотра усилил также вид необыкновенных по форме облаков над океаном на заднем фоне (фото внизу).

Небольшие, но самые необычные статуи и скульптуры представлены в археологическом музее острова. В некоторых из них можно разглядеть «инопланетные» черты, хотя вряд ли, именно в данном случае, о таких ассоциациях стоит говорить серьёзно.

Тайна транспортировки статуй
Ни одна из многочисленных тайн острова не вызывает столько споров, как транспортировка статуй. Для туземцев этот процесс должен был быть чрезвычайно трудоёмким, так как 20-тонные статуи приходилось тащить на расстояние 10-20 километров по гористой местности, при этом их не повреждая. Записанные первыми европейцами легенды жителей острова только добавляют мистицизма — туземцы всерьёз утверждали, что статуи «шли» от каменоломни до мест установки "сами«(?!). Дэйникен, как обычно, писал о помощи инопланетян; у современных жителей острова популярна еще более странная теория о самостоятельной «левитации» статуй по воздуху. По мнению большинства учёных, туземцы управлялись с помощью верёвок и деревянных роликов (эксперименты доказали, что так перемещать статуи было возможно). Скептики возражают им, указывая на отсутствие сколов и дефектов на поверхностях статуй (что при таком способе было бы почти неизбежно), а также то, что на мягкой почве острова нет никаких следов перемещения тяжёлых объектов. Действительно интересно, и споры об этом не утихают и по сей день...

Каменоломни
При всём величии статуй на платформах, самое впечатляющее место острова Пасхи — это всё-таки главная каменоломня, где можно увидеть десятки контуров будущих статуй, в том числе, некоторые более 20 метров длиной (вырезали их из камня как бы лежащими на спине — на фото). Ничто на всём острове более красноречиво и тожественно не подчёркивает величие рапануйской цивилизации и, в ещё большей степени, трагичность её внезапного конца.

Вдоль тропинок, ведущих от каменоломни, на склонах холма установлены десятки уже готовых статуй, которые их создатели не успели перевезти к их платформам. По стилю эти статуи не похожи на все остальные, черты их лиц более острые и, в то же время, лучше выполненные. Если к статуям на платформах по всему острову запрещено даже приближаться, то с удивительными «головами» у каменоломни можно фотографироваться, едва не прикасаясь к ним.

Кратер вулкана

К чудесам острова Пасхи принято относить статуи, но на этой маленькой пяди земли есть еще, как минимум, одно «чудо» иного рода. Это большой кратер вулкана, который не извергался миллионы лет и сейчас наполнен водой и разросшейся зеленью. Он расположен на юге острова и тоже является достопримечательностью мирового уровня. Около вулкана (на острове без рек и озёр этот огромный кратер служил для туземцев естественным резервуаром пресной воды) находятся остатки одного из главных поселений острова времён расцвета. Здесь же — отличный вид на океан благодаря небольшим островкам, чьи контуры видны с берега. Главным событием года на Рапа-нуи в эпоху статуй был заплыв юношей до этих островов за яйцами редкой местной птицы, победитель которого считался героем и обретал высокий социальный статус.

Петроглифы. Культ человека-птицы
Одна из тайн острова — петроглифы, сюрреалистические изображения, вырезанные из камней в разных частях острова. В основном, они находятся там, где нет статуй. На многих из них изображены нечто вроде гибридов человека и птицы. Очевидно, что на Рапа-нуи, помимо культуры статуй, также был распространен и мистический культ поклонения человеку-птице. Существовали ли эти культы одновременно, принадлежали ли их последователи к одной расе или конкурировали друг с другом — неизвестно. Учёные склоняются к тому, что культ человека-птицы распространился на острове в последнее столетие перед прибытием европейцев, уже после свержения статуй и был как-то связан с каннибальскими ритуалами, но точно это не доказано. Мистики видят в этих изображениях влияние сверхъестественных сил.


Океан вокруг острова — бурный, и лишь в одном месте, на восточном побережье острова, находится хороший пляж, куда к концу дня съезжаются туристы, чтобы отдохнуть от долгих экскурсий. В одном из мест острова находится загадочный круглый камень с сильным магнитным полем, отклоняющий стрелку компаса, предположительно — метеорит. На острове Пасхи растут самые маленькие в мире, но очень сладкие, сочные ананасы.


Самое «романтичное» место на всём Рапа-нуи находится на его западной оконечности, куда многие туристы приходят любоваться закатом. Здесь, на возвышении стоит самая высокая из отдельно стоящих статуй острова, рядом — платформа с еще несколькими моаи. Ярко-красные лучи заходящего за океаном солнца, которые светят в лицо через контуры удивительных идолов — это одна из тех картинок, которые впечатываются в память на всю жизнь.