Старинные усадьбы зимой сказочно красивы. Почему бы в один из морозных дней не отправиться за город? Предлагаем вам нестандартный автомаршрут по поэтическим местам Подмосковья.

Остафьево, Ивановское и Дубровицы находятся совсем недалеко друг от друга. Для начала нужно выехать на старое Варшавское шоссе и добраться до города Щербинка. А дальше двигаться по указателям в музей-усадьбу «Остафьево — Русский Парнас». Это всего 8 км от МКАД.

«Пушкин с Вяземским дружил»


Большой барский дом с эффектными галереями-колоннадами виден прямо от ворот. Перед ним два роскошных «карамзинских» дуба: их посадили в память о том, что здесь, в Остафьево, писалась «История Государства Российского». Карамзин был женат на сестре владельца усадьбы, князя Вяземского — поэта и большого друга Пушкина. Александр Сергеевич тоже здесь гостил — трижды. Есть такая байка, что якобы Вяземский не знал, как назвать свою усадьбу, и решил, что это будет первое слово, которое скажет Пушкин, как приедет. А поэт, выйдя из экипажа, на вопрос слуги, как быть с багажом, ответил: «Оставь его!» И получилось — Остафьево. По крайней мере, точно известно, что с легкой руки Пушкина усадьбу прозвали «Русским Парнасом»: такое имя поэт дал липовой аллее, что и сейчас тянется от главного дома вглубь парка. Вообще, если вспомнить тех, кто здесь бывал, то действительно получится настоящий Парнас: Жуковский, Грибоедов, Денис Давыдов, Баратынский, Гоголь... Цвет русской культуры!
Хозяин Остафьева князь Петр Андреевич Вяземский был одним из просвещеннейших людей своего времени. Его библиотека насчитывала 17 000 книг.

К концу XIX века в усадьбе накопилась масса всякого рода ценностей: живопись, графика, мебель, посуда, оружие, книги, пушкинские реликвии (например, жилет, в котором поэт стрелялся на дуэли). Все это можно было увидеть — последний владелец Остафьева, граф Шереметьев, устроил тут музей, который чудом уцелел в революцию. Но в 30-е все закончилось: экспонаты частью разграбили, частью раздали по другим музеям, а усадьбу превратили в дом отдыха. Лишь в 1989-м «Русский Парнас» стал возрождаться вновь. Барский дом еще реставрируется, а в цокольном этаже действует выставка о «музее, который мы потеряли».

Главное богатство усадьбы — роскошный ухоженный парк. С аллеями, прудом, горбатым мостиком, своим Марсовым полем, березовой рощей, сосновым бором и, конечно, памятниками — Карамзину, Вяземскому, Жуковскому, ну и, само собой, Пушкину. Правда, Александр Сергеевич получился какой-то совсем лилипутский. Особенно по сравнению с бодрыми молодоженами, охотно снимающимися на его фоне. После прогулки по парку вы наверняка захотите перекусить — в главном доме есть кафе.

Музей-усадьба «Остафьево — Русский Парнас» / Московская обл., Подольский р-н, п/о Рязаново, с. Остафьево / открыт ежедневно с 10.00 до 17.00, в пт — с 10.00 до 16.00 / выходные: пн, вт / парк открыт с 8.00 до 20.00 / билет в музей — 120 р., в парк — 20 р. / 518-52-26, 719-80-33 / ostafyevomuseum.ru

Слава Зингеру!


В середине XIX века, когда Ивановское гремело на всю округу, здесь были густые леса. А теперь это один из районов П одольска.

Дальше наш путь лежит в Ивановское. Сначала нужно доехать до Подольска: через поселки Фабрика им. 1-го мая и Знамя Октября. Затем выехать на проспект Ленина. С моста через Пахру откроется вид на город. Собственно, городом Подольск стал при Екатерине, в конце XVIII века, и проживало в нем на тот момент меньше тысячи человек. Но к 1917 году это уже был крупный промышленный центр Подмосковья. Швейными зингеровскими машинками Подольск снабжал всю Россию, а потом и весь Союз — правда, уже под советской вывеской. Старые корпуса американской фирмы «Зингер» — образец промдизайна начала прошлого века — сохранились и по сей день. Теперь о былой славе завода рассказывают экспонаты краеведческого музея: несколько дореволюционных машинок с росписью и кованым декором, документы, фотографии, забавный рекламный плакат, из которого понятно, что буквально все народы и сословия страны — от малороссиянок до самоедок, от купчих до монашек — предпочитали «Зингер». Да что говорить — такая машинка была в каждом доме, а у некоторых старинный агрегат и сейчас на ходу. Краеведческий музей занимает как раз один из флигелей усадьбы Ивановское: туда мы едем по проспекту Ленина, затем по улице Кирова, поворачиваем направо на Парковую — и до конца. Улица выведет прямо к воротам. За оградой — большой трехэтажный светло- желтый дом с колоннами.

У генерал-губернатора

Расцвет Ивановского пришелся на середину XIX века, при московском градоначальнике графе Закревском. Вообще-то бравый генерал, участник Бородина, Закревский всю жизнь сильно нуждался — бывало, в трудную минуту даже закладывал бриллианты из своей орденской звезды. Но, женившись на графине Толстой, получил за ней Ивановское и поправил дела. Здесь была летняя дача генерал-губернатора — в доме гостила вся светская Москва, давались обеды, балы, ставились спектакли: рядом был построен театр, где вместе с любителями играли и артисты Малого. Тон всеобщему веселью задавала супруга генерала, блестящая красавица Аграфена Федоровна, «беззаконная комета», как писал Пушкин. Впрочем, не он один посвящал ей стихи.

Другими известными владельцами усадьбы были купцы и меценаты Бахрушины, тоже весьма гостеприимные люди. При них здесь процветал театр, а Ивановское навещали артисты и художники, и в их числе Борисов-Мусатов, который делал зарисовки парка, каскадом спускавшегося к Пахре. К концу XIX века в усадьбе устроили дачи, а после революции — коммуналки. Сегодня в главном доме работает такое специфическое учреждение, как музей профобразования. Но Ивановское вновь стало «культурной площадкой» — здесь проходят музыкальные и литературные вечера, детские праздники, одним словом, усадьба живет.

Подольский краеведческий музей / г. Подольск, Парковая ул., 1 / открыт ежедневно с 10.00 до 17.00 / выходной — пн / билеты — 30 р. / 8-4967-57-47-31.

Подольская Италия


Ну и, пожалуй, самая впечатляющая часть нашего путешествия — усадьба Дубровицы. Возвращаемся на улицу Кирова, сворачиваем направо, затем на Октябрьский проспект, далее — 3 км по указателям на Дубровицы. С моста через Пахру уже будет видна усадьба — розоватый барский дом и белокаменная церковь Знамения, увенчанная изящной золотой короной. Церковь стоит на холме, у слияния Пахры и Десны — необыкновенно живописное место, к счастью, пока не испорченное современными постройками. Она очень не похожа на другие русские храмы конца XVII века: невероятно богатая и затейливая каменная резьба, обилие скульптур, надписи на латыни, пышный барочный иконостас. Все выдает ее «иноземное» происхождение. Интересно, что эту церковь даже не сразу освятили. Патриарх не давал разрешения: православный храм слишком напоминал католический. Но таковы уж были вкусы ее «заказчиков». В ту пору Дубровицы принадлежали князю Борису Алексеевичу Голицыну — верному соратнику Петра. Был момент, когда из-за своего мятежного брата князь впал в немилость. Но продлилось это недолго — Петр первым стал мириться, а Голицын в знак возобновления дружбы заложил храм. При этом царь активно участвовал в строительстве и сам посоветовал князю архитектора- итальянца (его имя, увы, неизвестно). В итоге получился шедевр не столько русского, сколько европейского барокко. Храм в 30-е чуть не взорвали, он долго стоял закрытым, но теперь действует снова.
Стены Знаменского храма можно разглядывать часами и каждый раз находить что-то новое. Например, этот ангелочек явно похож на Петра I.

После Голицына Дубровицы перешли к князю Потемкину-Таврическому, у которого их прикупила Екатерина II для своего нового фаворита графа Дмитриева- Мамонова. Любопытно, что сын графа — Матвей — позже прославился как создатель «Ордена русских рыцарей», целью которого было ограничение абсолютной монаршей власти. Здесь, в Дубровицах, проходили тайные заседания членов Ордена.

В 1919 году в усадьбе открыли музей дворянского быта. Потом тут был детдом, сельхозтехникум. А сейчас одну половину здания занимает НИИ животноводства, другую — ЗАГС. После непременных фотосессий на фоне дома и храма молодожены нередко празднуют тут же, в усадьбе (обычно по субботам) — в очень даже неплохом заведении «Трапезная князей Голицыных». Здешний повар родом из Грузии, так что все блюда — аутентичные. В чем вы тоже можете убедиться.