Если вы еще не были в Дмитрове, вас ждет настоящий подарок. Этот старинный русский город — на удивление душевный, чистый и ухоженный. «Ваш досуг» насчитал минимум пять причин провести там уик-энд.
Крепостной вал
Дмитров на 7 лет младше Москвы. Но у обоих городов один отец-основатель, князь Юрий Долгорукий. Удивительно, но от того далекого XII века до сих пор сохранился насыпной земляной вал вокруг Дмитровского Кремля. В древности его высота достигала 18 метров, однако за прошедшие столетия он стал на 4 метра ниже. Но и в таком «усеченном» виде овальный в плане вал производит потрясающее впечатление. По его гребню проложена тропинка, и это, пожалуй, самая экзотическая прогулочная трасса города. Отсюда весь Кремль и соседние улицы и площади видны как на ладони. Здесь же находятся и самые выгодные точки фото-съемки. Кажется, что все здания внутри Кремля надежно защищены от ветров, вьюг и другой напасти. Выйти наружу можно через три прохода, на месте которых когда-то были деревянные ворота. Одни из них, Никольские, сейчас реконструированы.
Кремль
В Кремле необыкновенно уютно. Помимо Успенского собора — главного Дмитровского храма и бывших административных зданий, теперь занятых музеем, гимназией и воскресной школой, здесь есть улочка стареньких жилых домов с классической сиренью у забора. А еще прудик с камышами и мостиком, увешанным замочками, — дань новой свадебной традиции. И большой аркой-подковой, под которой обязательно нужно пройти — на счастье. У собора — памятник Кириллу и Мефодию работы Александра Рукавишникова. Надо сказать, в Дмитрове у скульптора настоящий бенефис, здесь масса его работ. Но об этом чуть позже. А пока по высокой лестнице взойдем в собор, где сохранился роскошный пятиярусный резной золоченый иконостас XVII века. 30 августа сюда привезут из Греции мощи святого Дмитрия Солунского. Прикоснуться к святыне можно будет ежедневно с 7.00 до 20.00 вплоть до 4 сентября. В честь Дмитрия Солунского, небесного покровителя сына Юрия Долгорукого — Всеволода Большое Гнездо, город и был назван.
Кропоткинская
В Дмитрове тоже есть своя Кропоткинская — не самое частое название на карте России. Улицу по соседству с Кремлем так назвали в честь знаменитого теоретика анархизма князя Петра Алексеевича Кропоткина, который провел в Дмитрове последние годы жизни, уже при советской власти, и закончил здесь свой фундаментальный труд «Этика». Перед домом, где он жил, теперь памятник. Трогательный дедушка с развевающимися усами и широкой бородой сидит на скамейке, в сюртуке и... обрезанных валенках. Это тоже работа Рукавишникова. Вся пешеходная улица Кропоткинская полна бронзовых композиций. Скульптор Караулов представил, какими могли бы быть жители Дмитрова в XIX веке. Тут и купцы, и дворяне, и паломник с посохом, и учительница гимназии, спешащая на уроки, и огородница с корзиной и котом, которому, по местным поверьям, нужно потереть на счастье нос. Такой дмитровский Арбат.
Монастырь
По пересекающей Кропоткинскую улице Лиры Никольской можно дойти до еще одной достопримечательности города — Борисоглебского монастыря. У стен — очередное творение Рукавишникова, памятник первым русским святым, Борису и Глебу. Оба красавца-князя гордо восседают на лошадях. Говорят, узнать, кто из них кто, легко — старший, Борис, на полшага впереди, да и лицом похож на подмосковного губернатора, господина Титова. Завернув за угол, входим в монастырь. Вот уж, поистине, райский уголок. Вся территория утопает в цветниках: второй раз за сезон зацвел шиповник, и прямо на одной ветке с сочными красными плодами розовеют свежие цветы. Как по заказу, здесь же и райские птицы — целый домик, населенный... павлинами. У входа в обитель — колодец со святой водой. Местные жители запросто приходят сюда с бутылями. Древнейшая постройка монастыря — храм Бориса и Глеба — относится к XVI веку. Глядя на эту «лепоту», трудно представить, что в
Фонтаны
Отдельная песня — фонтаны города Дмитрова. Такое впечатление, что они здесь буквально на каждом шагу. От тоненьких струек, бьющих прямо из прудика в Кремле, до мощного суперсовременного светомузыкального фонтана «Лилия» (пересечение улиц Профессиональной и Семенюка). В центре этого фонтана — скульптурная композиция, которую местные жители меньше всего ассоциируют с лилией, скорее с «зародышами дельфинов». Автор композиции — уже знакомый нам Рукавишников. Он же создатель героев другого фонтана, под названием «Ожидание»: четыре царевны-лягушки ждут-не дождутся своего Ивана-царевича, у каждой свой характер и свое настроение. На главной, Советской, площади — фонтан и маленькая «тележка» фонтанчиков, бьющих будто прямо из тротуара. В прилегающем сквере — старинный беленький фонтанчик. В парке «Березовая роща» — целый каскад, как и на Загорской улице. Самый трогательный фонтан — «Одуванчик» — радует своими брызгами в жару у нового Музейно-выставочного комплекса, что на той же Загорской улице.