Петровский путевой дворец — один из самых эффектных памятников Москвы — теперь доступен для всех желающих. «Ваш досуг» отправился туда на разведку и был немало впечатлен.

Загадка на Ленинградке


Фото с www.mosmuseum.ru.

Это здание на самой оживленной трассе Москвы — красно-белый дворец с башенками — прославлено и необычной архитектурой, и своей историей. Это было что-то вроде царского постоялого двора — по дороге из Петербурга в Москву государи делали здесь последнюю остановку. Кроме того, благодаря Пушкину каждый школьник знает, что тут была ставка Наполеона, и «отселе, в думу погружен, глядел на грозный пламень он».

С детства помню, как хотелось туда заглянуть — такое затейливое строение, овеянное столь романтическим флером, казалось, и внутри должно было быть сказочным. Но, увы, тогда во дворце располагалась Военно-воздушная академия. Затем в 1998 году его закрыли на реставрацию. А когда она закончилась и дворец стал Домом приемов Правительства Москвы, все надежды вообще пропали — как попадешь на режимный объект? Но, к счастью, власти все-таки рассудили, что такое сокровище негоже прятать от народа, и с нынешнего августа дворец принимает посетителей.

Московская готика

И вот я у ворот дворца, меня сопровождает сотрудник Музея Москвы Нина Владимировна Ермакова. Во дворе тихо, чисто, безлюдно — можно спокойно и без спешки рассмотреть все детали Петровского путевого дворца. Первым делом узнаю, что Петровским он называется потому, что построен на бывших пустошах Высокопетровского монастыря (а вовсе не потому, что его строил Петр I, как можно было предположить). Своим рождением дворец обязан Екатерине. Императрица питала особую склонность к «мавританскому», или «готическому», стилю (так тогда называли, условно говоря, все, что не классицизм) и поручила возведение дворца Матвею Казакову. Тут смешалось все: купол дворца напоминает византийский храм, а кувшинообразные колонны — точно как в древнерусских теремах. Стрельчатые готические окна, зубчатые тосканские башни и рядом же — белые наличники. «Обратите внимание на рога изобилия, — говорит Нина Владимировна. — Они повернуты не вверх, как по правилам, а вниз. Из них будто вот-вот посыпятся на входящих аппетитные яблочки». «Осыпаемые» разноцветными плодами, входим во дворец.

Шик и блеск

Сразу скажу — здесь все сверкает и блестит. И оттого кажется не совсем натуральным. Собственно, никто и не скрывает, что обстановка тут практически не сохранилась, все пришлось восстанавливать по редким рисункам и описаниям. За 10 лет реставрации была предпринята колоссальная научная работа. Ни один штрих, ни одна деталь тут не случайна. «Вот этот камин — подлинный, — говорит наш гид, — ну а эти диваны — новодел, точнее, высоко художественная копия. Все сделано по старинным канонам и тоже из красного дерева».

Пока шла реставрация, было много опасений, что отель для высоких делегаций испортит исторический памятник. На самом деле гостиница решена в том же «казаковском» стиле. Она располагается на заднем дворе и скрыта от посторонних глаз. А в самом дворце имеется кабинет мэра. Так что здание используется по прямому назначению — служить временным пристанищем для государственных мужей.

Чисто по-русски

В нескольких залах первого этажа разместилась экспозиция, которая рассказывает об истории дворца и его обитателях. Начиная с Павла I, у российских государей вошло в обычай приводить себя тут в порядок перед коронацией в Успенском соборе Кремля.

Самые пронзительные экспонаты — платок Даниловской мануфактуры с силуэтами Кремля и синий фаянсовый стакан. Это свидетели чудовищной давки на Ходынке, которая случилась во время венчания на царство Николая II. Страшно подумать, что из-за такого вот стакана, куда вкладывали пряник, а потом завязывали все это в такой вот платок, погибло более тысячи трехсот человек! Кто виноват — жадный до подарков народ или власти, не рассчитавшие с количеством, — так до сих пор и непонятно. Удивительно, что народные гулянья и торжественный обед по этому трагическому случаю отменены не были. Царь немного поколебался, но все оставил как есть. На стене, в нарядной раме красуется праздничное меню царского стола: суп из раков, жаркое из пулярки, артишоки с горошком, горячий десерт...

Белый зал

Главная красота — на втором этаже. «Это наше сокровище, — говорит Нина Владимировна, — 16-метровый купол. Кажется, что это лепнина, но на самом деле — это роспись. Работа итальянских мастеров, братьев Артари». Этот зал и правда производит самое большое впечатление: сверкающий паркет, высокие белые стены, роскошный купол, у основания которого 16 окон, и, наконец, фантастическая роспись. Из зала двери ведут в нарядные гостиные в стиле классицизм, предназначенные для «встреч на высшем уровне». На стенах — лепные медальоны с изображениями русских князей, начиная с Рюрика.

Вот и все, экскурсия окончена. В планах музея — расширить экспозицию, а еще начать проводить здесь концерты и театрализованные представления из жизни российских императоров. Тем более что в белом зале отличная акустика.

В Петровском парке

Как там у Александра Сергеевича: «Вот, окружен своей дубравой, Петровский замок...» Сегодня вокруг дворца дубов почти не сыскать. Да и от некогда огромного Петровского парка остался совсем небольшой кусочек позади дворца. А ведь при Пушкине это было чуть ли не лучшее место для гуляний московских аристократов. От дворца лучами расходились кленовые и липовые аллеи, был вырыт пруд, открыты летний театр и увеселительный «воксал», знать охотно строила здесь дачи.

Потом дворян сменили купцы: на Нарышкинской аллее сохранилась легендарная вилла Николая Рябушинского «Черный лебедь», которая сегодня выступает под вывеской SPA-салона. А в парке, не считая старожила «Яра», один за другим появились модные рестораны: «Мавритания», «Эльдорадо», «Аполло». Все эти здания уцелели. В бывшем «Аполло», например, теперь Центральный дом авиации и космонавтики (Красноармейская ул., 4). Кстати, сразу после революции Петровский путевой дворец в духе времени тоже стал дворцом Красной авиации. К счастью, все эти «культурные наслоения» позади, и Петровский путевой дворец вновь обрел свой державный статус.


Петровский путевой дворец не музей, и никаких касс на входе нет. Сюда пускают только в составе экскурсионных групп. Если вы не от школы или предприятия, а сами по себе, у вас тоже есть шанс — из одиночных посетителей также формируются группы по 25 человек. Билет стоит 400 руб., фотосъемка — 300 руб. Записываться нужно предварительно по телефону Музея Москвы (499) 245 6283 и по e-mail: geb_muzei@mail.ru. Причем одной записи мало: нужно будет предоставить свои паспортные данные и заранее получить билет в здании «Провиантских магазинов» на Зубовском бульваре, 2. Все подробности на сайте www.mosmuseum.ru.