Если судить о городах по фонтанам, то «купеческая» Москва, со снопами в руках статных позолоченных селянок на ВДНХ или церетелиевскими конями, явно проигрывает культурной столице — Санкт-Петербургу. Взять хотя бы Петергоф.
Царицын павильон находится посреди пейзажного Колонистского парка, на берегу Ольгиного пруда. Источник фото: архив журнала.
Представленные в ассортименте нимфы, боги и герои, многие из которых по задумке авторов рвут какому-нибудь несчастному животному пасть, щадя, впрочем, моргалы (наиболее известны Самсон и лев работы Михаила Козловского), имеют античный вид, хотя и ничем античности не обязаны. Над ними тоже, наверное, начитанные пораженцы когда-то смеялись как над аляповатым новоделом, но было это очень давно: старейшие фонтаны «Адам» и «Ева» установлены в
Для того чтобы полюбоваться фигурами и струями во всем блеске и плеске, есть смысл отправиться в Питер нынче же в пятницу. 14 и 15 сентября (начало в 21.00) в Петергофе будет отмечаться праздник фонтанов «Ода отечеству», посвященный
Впрочем, фонтаны — это, так сказать, главный петергофский аттракцион и исключительно парадно-светское сооружение (первым экскурсоводом здесь нередко выступал Петр Великий, законно гордый своим детищем). Если вас, к примеру, волнует семейный царский быт (и недостаток идей по части оформления загородного дома), то езжайте на расположенный тут же неподалеку Ольгин пруд, в музей на двух островах, объект более уютный и менее туристически-намоленный. Николай I, начавший царствование с подавления восстания декабристов и в дальнейшем правивший жестко (цензура, политический сыск, расправа с мятежниками в Польше и Венгрии), был при этом не чужд прекрасному и очень любил свою семью. Оба эти качества нашли счастливое отражение в постройке на островах двух павильонов, один из которых («Царицын») Николай подарил жене Александре Федоровне, а другой («Ольгин») — дочери Ольге, к ее свадьбе с принцем Карлом Вюртембергским. Подолгу жить в павильонах, построенных по проекту Андрея Штакеншнейдера и задуманных как дачи, не предполагалось.
Прогуливаясь по мосткам с острова на остров, гид немало расскажет вам о бытовой умеренности Николая I (в доказательство будет предъявлен его кабинет, действительно по здешним меркам довольно скромный), но это не тот случай, когда слушатель охотно верит и на все кивает. На ни в чем не повинных близких спартанские замашки государя не распространялись. «После обедни папА подарил мамА новый Царицын остров, — писал сын Николая князь Константин. — На нем греческий дом, с бездной фонтанов, пергола и разные разности, что в самом деле чудесно — но оно стоит миллион двести тысяч».
В числе «разностей» самая ценная и древняя — украшающая пол в столовой мозаика I века до нашей эры, некогда обнаруженная во время раскопок на руинах Помпей. Собственно, и стиль, в котором выполнены интерьеры, называется «помпеянским». Тогда как основная фишка павильона — римский атриум. Это расположенный в центре здания и наполняемый дождевой водой квадратный бассейн. Он укрыт стеклянным колпаком, который при необходимости до сих пор исправно раздвигается — другое дело, что необходимости такой, в виду сомнительности химического состава нынешних осадков и ценности домашней утвари, не приключалось, наверное, уже давно.
Помимо многочисленных скульптур (среди них самая эффектная — «Молящийся мальчик», который религиозные мысли навевает не особенно, а вот на внимание активизировавшихся по осени чиновников-цензоров явно напрашивается), при павильоне имеется сад, засаженный розами именно тех сортов, что были в европейской моде в середине XIX века. Не такие яркие, как случаются на Рижском рынке, но благородство аромата — да, не вызывает сомнений.
Если, следуя сомнительному примеру второстепенного персонажа «Двенадцати стульев», мещански прикидывать, каково бы вам жилось в этих хоромах, то склониться стоит скорее к варианту «Ольгиного павильона». Дом вдохновлен архитектурой Неаполя, немножко слишком нарочитым «помпеянским» стилем не грешит, и, в общем, живо позволяет представить, что на этом диванчике неплохо бы прилечь, за тем столом отобедать, а из серебряной бульотки работы ювелира Карла Одио плеснуть себе чего-нибудь.
Петергоф
- 45 минут от Балтийского вокзала Санкт-Петербурга или 30 минут на метеоре от пристани у Эрмитажа;
- билеты в музей и парк: 350 руб.
Редакция благодарит компанию www.oktogo.ru за помощь в подготовке материала.