Источник фото: архив журнала
Интерес к Баку вспыхнул с новой силой после прошлогоднего «Евровидения». О столице Азербайджана заговорили как о модном городе. Спецкор «ВД» убедился, что в «Дубай на Каспии» стоит слетать на уик-энд.
Этот «бакинский словарь» включает лишь малую часть того, что можно и нужно упомянуть, рассказывая о городе, бурно переживающем сейчас свое очередное рождение.
Алиев
Фамилия, которая встречается в Баку чаще всего. Начиная с аэропорта, носящего имя Гейдара Алиева, покойного лидера страны и отца нынешнего президента, Ильхама. Именем экс-вождя в столице названы проспект, парк, культурный центр, спортивно-концертный комплекс, высшее военное училище, нефтеперерабатывающий завод, завод глубоководных оснований и дворец, прежде носивший имя Ленина. В его честь каждый май проходит фестиваль «Праздник цветов». Портреты Алиевых можно лицезреть не только на улицах города, но даже на коврах и прочих изделиях в сувенирных лавках. Бакинцы предпочитают об авторитарной президентской семье отзываться либо хорошо, либо… никак.
Аэропорт
В темноте он кажется летающей тарелкой. Вообще удачная и щедрая подсветка творит визуальные чудеса со многими городскими объектами, поэтому подробную прогулку по вечернему Баку обязательно стоит включить в план. Что касается воздушных ворот в город, то они были построены в 1989 году и внутри это типичный образец советской архитектуры. В конце года должен открыться новый международный терминал. Вот это будет круто!
Бакинцы
Жители столичного города улыбчивы, отзывчивы и дружелюбны. Впрочем, как и в Москве, «понаехавших» здесь теперь гораздо больше, чем коренных. А потому некогда популярное выражение «национальность – бакинец», определявшее горожан как неповторимую общность удивительных людей, относится больше к веку минувшему. Кстати, в Баку родились Гарри Каспаров, Мстислав Ростропович, Виталий Вульф, братья Гусманы…
Башни пламени
Три языка пламени – один из символов нефтяного и газового Баку, часть его герба — теперь воплощены в архитектуре. Башни Пламени (или Flame Towers) — комплекс из трех небоскребов, стилизованных под огненные языки. Увидеть их можно из любой точки города. Придумали урбанистический проект американские архитекторы. Комплекс еще не обжит, любоваться им можно только снаружи, особенно в вечерние часы, когда на стекло и металл проецируются либо абстрактные сюжеты, либо патриотические — люди, размахивающие национальным флагом.
Девичья башня
Источник фото: архив журнала
Сейчас древний символ весь в строительных лесах, зайти внутрь нельзя, но и миновать суровую крепостную постройку было бы непростительной ошибкой. Достоверно про Девичью башню, она же Гыз Галасы, известно мало: и год ее постройки, и предназначение, и даже название — все имеет массу версий. К примеру, девичьей ее называют потому, что она так и не потеряла свою «девственность» — никто не смог ее покорить.
Джаз
Баку когда-то называли «Новым Орлеаном на Каспии». Страсть к джазу пришла сюда в начале ХХ века с первым нефтяным бумом. Тогда в городских ресторанах появились иностранные исполнители с «негритянской музыкой», в местном цирке гастролировали «мраморные люди», а в кинотеатрах крутили американские фильмы и перед сеансами в фойе танцевали под живой джаз. В начале 70-х в городе случился настоящий джазовый бум. Культовое имя — композитор и пианист Вагиф Мустафа-заде, основатель направления джаз-мугам, азербайджанского варианта этно-джаза. Сегодня лучшее место, чтобы послушать джаз — Baku Jazz, Center (ул. Рашида Бейбутова, 19).
Культурный центр
Невероятное, фантастическое, космическое здание! Его уже называют одним из шедевров мировой архитектуры. То, что власти Азербайджана приняли проект Захи Хадид и Культурный центр Гейдара Алиева выглядит именно так — вызывающе современно, говорит об их хорошем вкусе.
Набережная
Приморский бульвар, который в ближайшее время планируют продлить до 25 км, еще Максим Горький сравнивал с неаполитанским. А сегодня, после охватившей город реконструкции, морской фасад Баку не уступает лучшим набережным мира. Если б не пронзительный ветер, выпавший на дни моего приезда, так бы и гулял здесь!
Паспортный контроль
Отношения между Азербайджаном и Арменией — еще одна скользкая тема, и российскому гостю лучше не касаться ее вовсе. Но будьте готовы, что хозяева сами заговорят о конфликте с соседями. К примеру, наш гид и к месту и не к месту разражался страстными монологами насчет армян и Карабаха. А в аэропорту, правда, уже на вылете, усатый пограничник, листая мой усеянный штампами паспорт, поинтересовался, бывал ли я когда-нибудь в Армении. «Три раза», — честно ответил я. «С какой целью?» На языке вертелся ответ: «Шпионаж в пользу России». Однако решил не дерзить: «Катался на лошадях, купался в Севане, смотрел Сарьяна и пил коньяк». Если теперь подобный вопрос зададут в Армении, отвечу: «Слушал джаз, смотрел Салахова, гулял по набережной и ел помидоры».
Современное искусство
Бакинский музей современного искусства сносит крышу не столько своей коллекцией (хотя азербайджанский авангард последних 50 лет — это вам не унылый соцреализм), сколько концепцией. Художник Алтай Садых-заде придумал абстрактную структуру пространства — белые залы без углов, с наклонными стенами, металлическими балками, с многоплановый перспективой. Здесь можно за- виснуть часа на два-три. У музея есть лишь один недостаток — в его постоянную экспозицию пока не попали работы Фаига Ахмеда. Фаиг — скульптор, но известность получил своими экспериментами с традиционными азербайджанскими коврами. Он участвовал в 52-й Венецианской биеннале, выставлялся в Москве, Лондоне и других столицах мира.
Старый город
Источник фото: архив журнала
Наш гид очень удивился моему отказу фотографироваться у фасада дома, где снимался знаменитый эпизод «Бриллиантовой руки» «Цигель, цигель, ай-лю-лю!»: «Вы что! Все здесь фотографируются!» Но в Старом городе, он же Ичери-Шехер, он же Крепость, столько объектов для съемки, что декорацией гайдаевской комедии можно спокойно пожертвовать. Без провожатого или подробной карты в лабиринтах этого историко-архитектурного заповедника можно легко заплутать. Дворец Ширваншахов вы, допустим, найдете, а вот, скажем, открытый в прошлом году дом-музей народного художника СССР Таира Салахова даже местные жители укажут не всегда. Кстати, в Старом городе есть еще одно место, связанное с семьей знаменитого живописца. Его создала, подарив Баку собственную коллекцию, сестра художника Зарифа-ханум. Это единственный в мире Музей миниатюрной книги.
Такси
Перед «Евровидением» в Баку появилась тысяча (старо)модных такси-кэбов London Taxi TX4. Эти авто цвета баклажана оснащены POS-терминалами, GPS-навигаторами и таксометрами. Проезд строго по счетчику, а потому сравнительно недорог. И уж точно комфортен! Но и частных извозчиков в городе довольно много. Даже больше, чем нужно, как говорят они сами.
Чай
На прилавках Страны Советов азербайджанский чай появился в 1937 году. С годами он стал, мягко скажем, не бесспорного качества. Местный черный байховый чай, что продается в бакинских магазинах сейчас, можно смело покупать себе и друзьям.
Янардаг, горящая гора
Источник фото: архив журнала
Даже если визит будет ограничен по времени, бакинцы обязательно посоветуют съездить на Апшеронский полуостров, в заповедник Атешгях, что в переводе означает «дом огня». Это в селении Сураханы, в 30 км от Баку. Там есть храм огнепоклонников. А неподалеку от этого места — настоящее чудо света: Янардаг, «горящая гора». Это холм, из которого постоянно вырывается огонь. Мы постояли, протянув к огню руки и «сожгли» все свои негативные эмоции – прошлые и будущие.
Баку, Азербайджан
- Авиаперелет — 2 ч. 30 мин.
- Разница во времени — +1 ч.
- Стоимость: от 25 000 р. за трехдневный тур при размещении в отеле 3*
- Оформление визы: виза не требуется.