Источник фото: архив журнала
Близятся долгие майские праздники. Но если вы хотите выбраться в украинскую столицу всего лишь на уик-энд, предлагаем вам программу-минимум — семь дел, которые просто необходимо совершить в Киеве.
Увидеть Пушкина в раю
Cразу за Святыми Воротами, центральным входом в Киево-Печерскую лавру, поверните налево и пройдите с экскурсией (в частном порядке не пускают) в Троицкую церковь. Построенная в 1108 году, в начале XVIII века, она была расписана учениками лаврской иконописной школы. Иконостас вполне традиционен, а отдельного интереса заслуживает роспись притвора, где художники с душой изобразили рай земной и удивительную живность, его населяющую. Не имея под рукой натуры (поди сыщи льва в Киеве), авторы обращались к иллюстрированным иностранным манускриптам и собственной фантазии. Ей мы обязаны психоделическим слоном размером с павлина и с кружевными ушами. Туземный же человек-обезьяна, тетешкающий своего детеныша, — вылитый, до мистической оторопи, Пушкин с еще не написанного на тот момент известного портрета Кипренского. За более современным, но не менее самобытным искусством стоит отправиться на постоянную экспозицию «лучшего миниатюриста на земле» Николая Сядристого. Агроном по образованию, Сядристый открыл в себе страсть к искусству в 1960-х и для начала подковал блоху. Его работы, которые можно рассмотреть через мощную лупу, производят сильное впечатление изяществом и вложенным старанием. Взять хотя бы вдохновленную «Алыми парусами» Грина модель парусника длиной в 3,5 мм. Из 337, между прочим, деталей. Сам 73-летний художник по-прежнему бодр, работает в мастерской этажом выше и иногда спускается перекинуться словом с посетителями. Не секрет, впрочем, что в большинстве своем туристы стремятся в Лавру не столько ради архитектурных шедевров и Сядристого, сколько с намерением приложиться к мощам погребенных в пещерах святых. Илья из Мурома (есть основания верить, что тот самый) исцеляет хвори. Нестор-летописец дарует вдохновение пишущим людям (кажется, работает), Эразм помогает впавшим в депрессию. Темновато, страшновато, свеча подрагивает в руке. «Имя розы» Умберто Эко чистой воды.
Почесать за ухом Пантелеймона
Источник фото: архив журнала
Степень уютности всякого города можно замерять количеством (и упитанностью) обретающихся на его улицах котов и отношением к ним граждан. В Киеве любят ныне здравствующих котов и чтят павших. Свидетельство тому — памятник коту Пан- телеймону в сквере у Золотых Ворот. Перс серого окраса, Пантелеймон жил при ресторане «Пантагрюэль». В конце 1990-х ресторан при загадочных обстоятельствах сгорел (явление, характерное в те годы для предприятий малого бизнеса). Кот оказался единственной жертвой. Согласно легенде, он, на манер древнеримских петухов, успел предупредить хо- зяев и посетителей об опасности и чуть ли не спасал кого-то из огня. Глядя на выполненную в натуральную величину фигуру, думается — мог. Не являясь скульптурным шедевром, памятник генерирует уют. Взяв бронзового Пантелеймона одновременно за ухо и за хвост, следует сунуть ему под лапу монетку и загадать желание. Или просто почесать за ухом — коты это любят.
Купить магнитик
Источник фото: архив журнала
Действие в Киеве несколько более осмысленное, чем в других популярных у туристов городах мира. На подавляющем большинстве магнитиков — репродукции картин самой известной киевской художницы Евгении Гапчинской (также ее работы украшают залы музеев, книжки и авторские сумки). Пухлые ангелочки в городских одежках, принцессы в бигуди, упитанные балерины в веснушках, заспанные семилетние принцы в пижамах. Это, конечно, что называется, мимими, но очень уж обаятельное и способное прошибить скептика. Он помнется-помнется да и купит за 10 гривен магнит, где Гапчинская, переосмысляя брейгелевских «Охотников на снегу», выпускает в ранние зимние сумерки компанию своих бутузов.
Поесть сала
Самым известным рынком в Киеве считается Бессарабский. Но выгодное расположение близ Крещатика, естественно, искушает продавцов несколько завышать цены. Аборигены и бывалые гости города ездят на Житний рынок, что на Подоле. Причем делают это с XV века (впрочем, построенная в позднесоветские времена уродливо-честная, без стилизованных финтифлюшек бетонная коробка ни на какой исторический дух не намекает). Цены демократичны, ассортимент широк: от укропа до свадебных платьев. Но всему голова, разумеется, сало. Если сало не входит в ваш ежедневный рацион, все равно непременно попробуйте его в Киеве. Настроившись на долгие поиски идеального сала и помня советы местных знакомых, как именно должна трескаться у него корочка, вы, однако, рискуете зависнуть на первой же торговой точке. Полная молодуха, хоть и в олимпийке, но будто сей момент со страниц гоголевской «Сорочинской ярмарки», закормит вас пробными образцами настолько, что мысль об обеде отпадет сама собой. Шмат-другой в итоге возьмете непременно. Чтобы не купить это прекрасное и недорогое по московским меркам сало, нужно не иметь не то чтобы денег (без денег в Киеве, как и в любой другой точке земного шара, делать особо нечего), но и сердца.
Прокатиться на фуникулере
Источник фото: архив журнала
Как и все лучшие города на свете, Киев построен на холмах, в чем есть и своя прелесть, и известное неудобство. Расстояние между Верхним городом и Подолом, например, не так уж и велико, однако преодолеть его можно не только пешком (по красивейшим Андреевскому или Владимирскому спускам) или на метро (что скучновато). Куда лучше воспользоваться легендарным фуникулером. Сев в вагончик, пару-тройку минут плывете над утопающими в зелени склонами — и вот вы на месте. Кстати, через площадь от станции фуникулера на Подоле — Речной вокзал, а там и речные трамвайчики.
Найти крокодила
Источник фото: архив журнала
Про дом с химерами, что на улице Банковой, построивший его в 1903 году архитектор Лешек Городецкий сказал: «Дом, конечно, странный, но не найдется в Киеве ни одного человека, который бы, проходя мимо, не остановил на нем свой взгляд». Святая правда. Над прохожими нависают гигантские жабы, дельфины, антилопы, девушки верхом на рыбах, слоны с архитектурно функциональными хоботами и прочие львы, орлы и куропатки. Считается, что найдя крокодила, нужно загадать желание. По одной из версий, объясняющих экстравагантный вид здания, у Городецкого от несчастной любви утопилась дочка, и в память о ней обезумевший от горя отец решил возвести грандиозный склеп, креативно замаскированный под доходный дом для солидных жильцов. Но на самом деле дочка его жила долго и счастливо. Президент Украины точно бежит предрассудков — теперь здесь его вторая резиденция.
Поселиться в Radisson Blu Hotel Podil
Источник фото: архив журнала
Крокодилов и химер в «Рэдиссоне» на Подоле нет. Но все остальное, кажется, есть. Владельцы и служащие божатся, что нет такого каприза постояльца, который они не могли бы исполнить. В отеле, правда, нельзя курить, но эта мера действует благотворно. Выходить из уютного номера, соответствующего мыслимым представлениям о комфорте, ради сигареты элементарно лень. И, в общем, понимаешь, что вредная привычка сильно переоценена. Придя к такому выводу, логично отправиться в фитнес-центр. Но ноги сами несут в ресторан, ориентированный большей частью на итальянскую кухню, которая, впрочем, не отменяет ни вкуснейшей красной икры, краеугольного камня «рэдиссоновских» завтраков с шведским столом, ни вареников. Шеф-повар Маркус Нидерхаузер гордится качеством своих блюд и настаивает на том, что их ингредиенты полезны для развития интеллекта. Для ума же все, для ума — подбадриваете себя вы, с решимостью преступая к излишествам и сверяясь по винной карте, что там у нас для души.
Киев, Украина
- Авиаперелет — 1 ч. 30 мин.
- Разница во времени — −1 ч.
- Стоимость: от 114 евро за сутки в Radisson Blu Hotel, Kyiv Podil
- Оформление визы: виза не требуется.