Крепость Святого Олафа (Савонлинна), где ежегодно проходит Международный оперный фестиваль

Столетний оперный фестиваль в финском Савонлинне, что завершится 3 августа, расширил жанровые границы вместе с фестивалем Dance Open.

Идея устроить в крошечном финском городке Савонлинна громадное культурное событие возникла не вдруг. Хорошей неоперной репутацией городок мог гордиться и прежде — идеальная даже для этого чистого края экология, рыба и морошка, скромные дачные домики на берегах, знаменитая система озер и озерец, вроде бы нетронутые, но очень ухоженные леса, дивные виды. Со всей Финляндии сюда приезжают отдышаться и приблизиться к природе, а ведь города Суоми — не типичные мегаполисы, ожидания от экологии в месте отдыха завышены в разы. Так вот, прелесть этой озерной идиллии ровно век назад подкрепили оперным фестивалем, прославившим городок далеко за пределом Финляндии. Без скидок на гений места это полноценный оперный форум с хорошими голосами и серьезной афишей, в юбилейный год не забывший увеличить присутствие Верди и Вагнера. Его неповторимая сценическая площадка —внутренний двор старинной крепости Святого Олафа, Олавинлинна, отреставрированной с северным тщанием и аскезой, путь в крепость лежит по перешейку вглубь озера. Сложенные в стены слегка обтесанные седые валуны обступают внутренний двор, амфитеатром заставленный сиденьями и накрытый тентом. Его акустике могут позавидовать многие концертные залы, а бонус вообще вне обсуждений — в антракте можно подняться на настоящую сторожевую башню и оглядеться по сторонам. Вокруг крепости — озеро Сайма, лес, сине-зеленые дали, чайки в поздно темнеющем небе. Ярусом ниже в натуральных декорациях терзается страстями Макбет и грандиозные вердиевские хоры уверенно смещают год, число и век.

Вот в этот отлично придуманный и так же исполненный фестиваль вклинилось новое событие. Вечер-гала Dance Open вроде бы похож на выездную сессию одноименного петебургского фестиваля балета. Танцевали знакомые звезды, в том числе давние друзья и партнеры Dance Open — блистательные Люсия Лакарра и Марлон Дино из Баварской оперы, мастеровитые Анна Цыганкова и Мэтью Голдинг из Национального балета Нидерландов, идеально притертые друг к другу Ирина Перрен и Марат Шемиунов из Михайловского театра. Фейерверк обеспечивали бесконечно позитивный Леонид Сарафанов, артистичный Дину Тамазлакару, аккуратная Яна Саленко. Но, кроме фокуса на достижениях международного балетного хозяйства, у балетного гала обнаружились другие смыслы. Во-первых, организаторы Савонлиннского оперного сочли Dance Open достойным партнером, способным на нужном уровне расширить жанровые рамки фестиваля-патрона. Во-вторых, балетный гала стал вершиной поддержанного Европейским Союзом образовательного проекта фестиваля Dance open и городов Савонлинна и Миккели. Последний, кстати, уже лет двадцать принимает серьезный фестиваль симфонический музыки под патронатом маэстро Гергиева, но счел, что хорошего много не бывает. В результате Dance Open в очень качественном партнерстве вышел на международный уровень, заняв место как минимум в североевропейском списке событий must see.

А зрителей в диапазоне от завсегдатаев Королевского лондонского Ковент Гарден до учительского семейства из соседнего городка радует удачный пример культурного освоения ландшафта. Ведь изначальная идея привлечь в эти края туристов с помощью искусства сегодня уже не кажется безупречной — авторитет фестиваля высок, поток гостей прибывает, а даже приезжим не хочется, чтобы Савонлинну затоптали. Атмосфера впечатляет и стоит того, чтоб ее берегли: мэр Савонлинны в театральном буфете стоит в общей очереди, а билетеры в национальных костюмах Суоми без проблем общаются на английском и без устали помогают гостям. С одной стороны — вековая история, качество, особая атмосфера, с другой — неизбежное разрастание фестиваля, в этом году продлившегося почти месяц, грозящее потерями в ауре. Но савонлинцы, похоже, хорошо чувствуют баланс и не уповают на безудержный рост масштаба. Словно география обязывает их держаться умеренного формата, адекватного объему старинной крепости посреди воды. При побеждающей в мире тяге к гигантомании это внимание к сути внушает уважение.