Вена так плотно нашпигована красотой и диковинами, что маршрутов уик-энда здесь можно придумать множество. Воспринимайте наш путеводитель лишь как один из вариантов.

Пятница : Хофбург / Музей истории искусств / Бурггартен

Вена начинается у Святого Стефана. Тут кафедральный собор, самое бойкое в городе место, маяк, который не дает заблудиться: готическая башня и крыша с гербастыми птицами видны издалека. На Штефанплац назначают свидания и отбиваются от «моцартов» в напудренных париках, впаривающих билеты на неведомые концерты. Любители панорамных видов поднимаются на 137-метровую башню, ценители диковин — спускаются в крипту, чтобы увидеть медные урны с внутренностями Габсбургов (и разочароваться — в Вене есть крипты поинтереснее).

У Стефана обычно засасывает в людской водоворот и тащит к императорской резиденции, Хофбургу. Хорошо, если по дороге удастся нырнуть в старинное кафе Demel (demel.at), чтобы выпить кофе меланж и съесть одно из двух канонических пирожных «Захер». Если занять место на террасе, то, попивая кофе, можно рассматривать пышные ворота Хофбурга и площадь перед ними, запруженную фиакрами. Желающих трястись по брусчатке немного, но кучера терпеливо ждут. Лошади для Вены — святое. Если по дороге к Хофбургу свернуть налево, можно заглянуть с улицы в конюшни Испанской школы верховой езды и увидеть белоснежные морды, жующие сено в стойлах. Это липиццанеры, прекрасный и только на первый взгляд бесполезный пережиток габсбургской Вены. Липиццанеры ходят на задних ногах в хофбургском манеже — и билеты на их представления дороже, чем в Оперу.

Габсбурги кивают отовсюду. Даже если манкировать заходом в Хофбург и сразу направиться в Музей истории искусств (khm.at), это тоже будет про Габсбургов — ведь здесь их веками собиравшаяся коллекция. Со своими «звездами» — «Охотниками на снегу» Брейгеля, «Аллегорией живописи» Вермеера, «Мадонной в зелени» Рафаэля. И очень гуманной организацией пространства: много мягких диванов, мало посетителей. Наверное, это единственное в мире место, где можно остаться наедине с Вермеером.

На выходе из музея можно свернуть направо — и приземлиться на травке Бурггартена, чтобы подкрепиться сарделькой в булке, фирменным местным фастфудом. А можно свернуть налево и побродить по дорожкам Фольксгартена — по примеру принцессы Сисси, любившей гулять тут между роз и заросших кувшинками фонтанов. 


Вена, Австрия

  • Авиаперелет — 2,5–3 часа;
  • Разница во времени: –2 часа;
  • Оформление визы: 7 дней;
  • Ночь в отеле: средняя цена двухместного номера — 120€;
  • Валюта: евро (EUR), 1EUR=48RUB.

Суббота: Нашмаркт / Сецессион / Опера

Климт «Портрет Адели Блох Бауэр I»

Субботу стоит начать на рынке Нашмаркт. Хотя бы потому, что это день местной блошки, покопавшись на развалах которой, можно разжиться какой-нибудь тарелкой времен Австро-Венгрии. А потом Нашмаркт — лучшее место для завтрака (впрочем, и обеда, и ужина), поскольку представляет собой скопище отличных этнических едален. Подкрепившись, можно идти на свидание с Климтом.

Климта в Вене легко возненавидеть: «Поцелуй» и «Юдифь» здесь куда ни посмотри — на автобусных боках, рекламных щитах, сувенирах. Но если добраться до Сецессиона (secession.at) и, задрав голову, пройти вдоль трех стен «Бетховенского фриза» — со всей его позолотой, осколками зеркал, гориллоподобным монстром, тощими ведьмами, утопающим в сиянии «Поцелуем» — не полюбить Климта будет уже невозможно. Счастье, что все это не сгинуло (хотя должно было — фриз создавался в качестве временной работы), а выжило и после всех переездов, смен владельцев и реставраций доступно простым смертным.

Еще один местный храм искусств, Опера, — в пяти минутах от Сецессиона. Когда строилось венское бульварное кольцо, Ринг, это здание появилось первым. Да так и осталось доминантой и оплотом традиции. Некоторые постановки в почти неизменном виде идут тут с 50-х (!). Со звездами и аншлагами, как и прежде. Чем еще, помимо консерватизма, хороша Венская опера (vienna-opera.com) — в нее всегда можно попасть. Даже если вы не купили заранее билетов, непременно найдутся: а) снующие рядом «агенты» с билетами, пусть и втридорога; б) стоячие места за символические деньги, если вы достаточно крепки, чтобы выстоять многочасового Вагнера; в) трансляция на экране, натянутом на фасад.

Забавно, возвращаясь потом в свой пансион в тихом квартале, услышать вдруг из раскрытого окна «Полет валькирий»: очень венское совпадение. 


Воскресенье: Михаэлеркирхе / Trzesniewski / МАК

Михаэлеркирхе

Воскресенье в Вене начинается с мессы. Они здесь в любой церкви упоительны, но можно выбрать, к примеру, Михаэлеркирхе — здешний орган считается одним из лучших. В этой же церкви расположена самая впечатляющая крипта Вены, куда водят экскурсии. Когда спускаешься под землю, мороз пробегает по коже не только из-за могильного холода: внутри — горы черепов, сложенных штабелями костей (несколько лет назад похозяйничал жучок, пришлось прибираться) и — главный аттракцион — открытые гробы. Влажность и температура под основанием Михаэлеркирхе таковы, что тела аристократов, которых тут хоронили в XVI–XVIII веках, естественным образом мумифицировались. Фонарик гида задерживается на полуистлевшем кружеве, туфельках на высоченных каблуках и том, что осталось под напудренным париком, и экскурсанты нервно хохочут.

После шока необходимо выпить и закусить. Например, в какой-нибудь старой закусочной вроде Trzesniewski (trzesniewski.at) — крохотной переполненной «стоячке», где кормят канапе с паштетом под шампанское. А потом отправиться в еще одно любопытное место — МАК, Музей декоративного искусства (mak.at). Меньше всего это заведение похоже на пыльный склад, каким могло бы быть. Коллекция — а это посуда, мебель, текстиль от готики до югендстиля, — отдана на откуп звездам современного дизайна, которые обыгрывают замшелые экспонаты в своих инсталляциях. К примеру, зал «Арнуво» устроен в духе театра теней: вдоль стен установлены белые экраны, за которыми проступают силуэты десятков кресел, выстроенных как на параде. Проходя мимо них, оцениваешь не только эволюцию самого венского предмета мебели, но и венское чувство юмора и легкость в отношении к прошлому. 


5 хитов венской афиши

  • 29 мая — ежегодный общедоступный Летний ночной концерт Венского филармонического оркестра в Шенбрунне (schoenbrunn.at)
  • 2 — 4 июня — опера Моцарта Cosi fan tutte («Так поступают все женщины») в постановке Михаэля Ханеке в театре «Ан дер Вин» (theater-wien.at)
  • 28 июня — «Нуриев-гала» в Венской опере (concertvienna.com)
  • До 29 июня — выставка «Дюрер, Микеланджело, Рубенс: 100 шедевров Альбертины» в Альбертине (albertina.at)
  • До 6 июля — выставка «Потерянные сокровища еврейского гетто» в Зимнем дворце Бельведера (belvedere.at