Олег Кудряшов
С 1974 по 1997 год Кудряшов жил за границей и приобрел там известность. Работы Кудряшова экспонируются на репрезентативных выставках искусства XX века, хранятся в многочисленных государственных и частных собраниях Европы, Америки и Азии, являются темой исследований искусствоведов разных стран. На родине знаками признания роли этого художника стали его выставки, проводимые крупнейшими музеями Москвы, а также повышенная заинтересованность музеев в комплектовании как можно более полных коллекций его произведений: Кудряшов представлен в русских собраниях сотнями работ — как никакой другой современный автор.
Его творчество — это позднее, неожиданно энергичное, свежее и самобытное проявление некогда магистральной, а сейчас угасающей среди новейших течений художественной традиции XX века, которую хочется условно назвать «по-старому» — «формализмом».
При этом сам Кудряшов искренне считает себя реалистом, правда реализм свой толкует особенно, говоря: «Я — реалист! Только я не копирую реальность, а стараюсь дать ее образ художественно...». Он — наивный, стихийный формалист, и в этом тоже его уникальность, понятная тем, кто близко знаком с его творчеством. В основе каждого его абстрактного произведения — реальная натура, изображая которую он совершенно не думает о форме: ему бы только успеть выплеснуть свои впечатления.
Олег Кудряшов — из далекой от искусства простой бедной семьи, получил только начатки художественного образования в темные для советского искусства и художественной педагогики 1940—1950-е годы, вырос в неведении действительного состояния русской и зарубежной культуры первой половины столетия. Дорогу свою пробивал сам, агрессивно не признавая окружающей его художественной среды, ее норм, правил и традиций. Так было и в России, и в Англии, куда Кудряшов эмигрировал в поисках свободы творчества и откуда вернулся через 24 года.
Диапазон его творчества необычайно широк: от огромных графических триптихов и полиптихов до изысканных миниатюр, от бумажных рельефов до металлических конструкций, от гротескного фигуративизма до лирической абстракции.
Работы Кудряшова иногда обнаруживает знакомство с классикой русского и европейского искусства, но уж никак не подверженность ее влиянию. Он делает свои «антииконы» и свое «Возвращение блудного сына». В определенные моменты художнику бывал близок Брейгель с его мистикой и видениями ада и русский лубок с его языческой откровенностью и грубостью.
Центральная тема творчества Кудряшова — «бывшее жилье»: разрушенное или исчезнувшее человеческое гнездо. Он бесконечно изображал свой исчезнувший родной дом, а в Англии был потрясен открывшимся из окна видом на сносимые многоэтажные дома с обрушенными стенами и обнажившимися ячейками комнат. Этот сюжет ему близок до сих пор.