Шарлотта Генсбур
Главной сенсацией Каннского кинофестиваля стала - дочь Сержа Генсбура получила приз за лучшую женскую роль в скандальном фильме Ларса фон Триера «Антихрист».
В 1969 году французский актер и музыкант Серж Генсбур выпустил сингл Je t’aime... Moi non plus, записанный им вместе со своей возлюбленной . Песня, во время исполнения которой Джейн стонала, будто занимаясь сексом, была признана непристойной, официально осуждена Папой Римским и запрещена к радиоэфиру во многих странах, однако вскоре стала хитом номер один в Европе.
Сорок лет спустя, в мае 2009-го, на 62-м Международном кинофестивале в Каннах показ фильма «Антихрист» вызвал скандал. Ленту освистали, объявили порнографией и самым женоненавистническим фильмом в истории кино. Главную роль в нем исполнила дочь Сержа Генсбура и Джейн Биркин . 24 мая на церемонии вручения призов она была признана лучшей актрисой.
Инцест на пользу
Так же, как Серж и Джейн четыре десятилетия назад, их дочь Шарлотта признается, что ее мало смущает такое понятие, как благопристойность.
«В фильме все начинается с трагедии: семейная пара теряет ребенка. Муж, желая, чтобы жена оправилась от удара, увозит ее в домик среди леса. Дальше – настоящий хоррор. Да, фильм очень жесткий, кровавый, временами это почти порнография. Но я смогла принять и сыграть все. Для меня не было барьеров! Мы снимали массу сексуальных сцен, и я забывала о телесном стыде, чувствовала себя так, будто участвую в неком мастер-классе, в опыте».
Хотя карьеру и до «Антихриста» сопровождали скандалы, такой раскрепощенной она была не всегда. В 1971 году, когда актриса появилась на свет, ее мать и отец были одной из самых обсуждаемых пар Франции. И в дальнейшем их популярность только росла. Знаменитый музыкант, любитель эпатировать публику, обожаемая поклонниками певица и актриса - они проводили время, участвуя в шоу, раздавая интервью журналистам и веселясь на вечеринках. Шарлотта росла замкнутой и очень стеснительной.
«У моих родителей была слишком публичная жизнь. Когда я просыпалась в 4 утра, они только возвращались с дискотеки. Это нельзя, наверное, назвать нормальным воспитанием».
Дочери столь знаменитых родителей также было трудно избежать публичности. Изначально Шарлотта и не собиралась становиться ни певицей, ни актрисой. Тем не менее, в 12 лет вместе с отцом, который в ней души не чаял, она записала скандально известную песню Lemon Incest («Лимонный инцест») и снялась в фильме режиссера Эли Шураки «Слова и музыка», где сыграла дочь героини . Дальше роли последовали одна за другой. Через два года Шарлотта - обладательница главной кинопремии Франции «Сезар» как самая многообещающая исполнительница за роль в драме «Дерзкая девчонка». А еще через год - актриса, известная всей стране. Сценарий фильма «Шарлотта навсегда» - о сложных (не без намека, опять-таки, на инцест) отношениях отца и дочери, складывающихся после смерти матери - Серж Генсбур написал специально для Шарлотты и снялся в картине вместе с ней. Опять скандал, а вместе с ним – известность. Но растущая популярность вовсе не радовала девочку-подростка, которая воспринимала себя гадким утенком.
«Я была застенчивой и, когда меня узнавали на улицах, чувствовала себя очень неуютно. У меня была куча комплексов. Я ненавидела смотреть на себя на экране. Мне очень долго не нравилось мое лицо, но самое страшное, с чем было невозможно смириться – это мой ужасный голос. В студии на телевидении я порой не могла произнести ни слова, и когда потом пересматривала эти передачи, казалась себе такой тупицей».
Честь смолоду
Несмотря на подростковые переживания, Шарлотта продолжала сниматься в кино.
«Вначале это не было для меня работой, а больше напоминало приключение, интересный опыт, отличные каникулы - с компанией и без родителей. Было весело. Но потом съемки стали нравиться мне больше и больше – меня затянуло по-настоящему».
Сегодня 37-летняя – одна из самых известных французских актрис. Она сыграла в «Лемминге» Доминика Молля и в «Науке сна» Мишеля Гондри. Ее роль в «Антихристе» фон Триера обсуждалась задолго до премьеры. О своей личной жизни актриса до сих пор рассказывает очень мало. Известно, что с мужем, французским режиссером и актером , они познакомились на съемках фильма Эрика Рошана «На глазах у всех»: сейчас пара воспитывает сына Бена и дочь Элис. Актриса с удовольствием рассказывает СМИ о работе, но, как только речь заходит о семье, откровения заканчиваются.
«Я начала давать интервью с 13 или 14 лет, и тогда это было ужасно. Подростку вообще сложно отвечать на вопросы о том, как делался фильм. Но труднее и неприятнее всего было то, что журналисты в первую очередь хотели разузнать о моих родителях - как они расстались, как я росла. Мне приходилось подбирать слова, чтобы не давать им проникать в жизнь нашей семьи. Иван считает, что, если ты работаешь в кино, то принадлежишь всем, - я так не думаю. Но мой отец тоже так считал и не понимал, почему мне не нравилось видеть свои фотографии и интервью в журналах».
Многие годы Шарлотта отказывалась говорить и о своем отце, который умер в 1991-м в возрасте 62 лет, и о матери. Сейчас она смягчилась.
«Теперь я понимаю, что большинство людей, которые интересуются жизнью отца, просто любят его, хотят узнать его лучше. Но я хочу, чтобы и окружающие поняли: для меня слишком болезненно рассказывать о нем. Я очень любила работать с ним, и после его смерти мне казалось, что делать что-то еще для меня не имеет смысла. Именно он был тем, что связывало меня с музыкой. Без него я уже не чувствую себя так уверенно».
«Я всегда была такой»
Когда актриса решила записать свой сольный альбом, то поначалу хотела включить туда песни на французском языке. Но впоследствии заменила тексты английскими — их сочинили Джарвис Кокер (фронтмен Pulp) и Нил Хэннон (лидер Divine Comedy). Иначе каждая строчка напоминала о композициях Сержа Генсбура. Большую часть музыки пластинки «5:55», вышедшей в 2006 году, написал французский электронный дуэт Air. Голос, который Шарлотта когда-то считала ужасным, критики снисходительно окрестили «художественным шепотом». Впрочем, поклонников очаровало нежное полупение, полуречитатив. И теперь Генсбур утверждает, что гордится альбомом.
Певица и актриса пошла по стопам родителей и добилась на этом пути впечатляющих результатов. Но для своих детей такой же участи она не желает.
«Когда сильно любишь кого-то, то не хочешь, чтобы на его долю выпадали хоть какие-то страдания. Нет, кино – это не страшно. Но, играя в фильмах, ты всегда зависишь от воли других людей, и рано или поздно это отражается на тебе - ты начинаешь в себе сомневаться. И еще эта публичность, жизнь у всех на виду… Помню, как мой сын впервые осознал, что люди смотрят на нас на улице. Для него было странно, почему именно за нами все наблюдают. Мне не приходилось выбирать. Я не стала известной, а всегда была такой. Но от чувства растерянности, смущения меня это не спасало. Я не хочу подобного для своих детей».