Алекс ван Вармердам
Алекс ван Вармердам - один из лучших выразителей духа Голландии, ее истории и культуры в кинематографе. Будущий режиссер родился в Хаарлеме, в самом сердце Нидерландов. Он унаследовал великую традицию своих соотечественников и выбрал первой профессией живопись, графику, дизайн. Второй сферой приложения стал театр (Вармердам даже основал свою театральную компанию), третьей - кинематограф.
Уже первые фильмы режиссера обнаружили появление нового кинематографического таланта: «Абель» (1986) был награжден призом ФИПРЕССИ в Венеции, «Северяне» (1992) - тремя Призами европейского кино «Феликс» - как лучший «молодой фильм», а также за музыку и за работу художника. В этих картинах Вармердам выступает как представитель малой кинематографии, укорененной, однако, в мифологии «больших голландцев», некогда отвоевавших свою страну у вод Северного моря, а потом у испанцев.
В полной мере своеобразие Вармердама проявилось в фильме «Платье». Чрезвычайно остроумен прием: сделать главным героем не человека, а его костюм. В этом нет никакой мистики: голландскому прагматичному духу она явно противопоказана, вместо нее - юмор и легкое безумие. Платье переходит от одной хозяйки к другой, пробуждая в каждой целый рой желаний, вовлекает в свое путешествие артистов, билетеров, шоферов, оказывается среди обносков, предназначенных для благотворительности, испепеляется в пламени крематория - и возрождается на картине, рожденной фантазией художника.
«Платье», а также следующий фильм Вармердама «Малыш Тони» демонстрируют фирменную манеру режиссера: он практически не нуждается в диалогах, оставаясь одним из немногих минималистов современного кино. В то же время Вармердам продолжает поиски своего соотечественника Йоса Стеллинга: их объединяет тяга к сюрреалистическому абсурду и южным средиземноморским культурам. Само же голландское общество изображается Вармердамом с ядовитым сарказмом и типично голландской сверхчувствительностью к деталям быта, которые удивительным образом перерастают из натурализма в символизм.
Следующий фильм Вардердама «Новые сказки братьев Гримм» использует немецкий архетип сказки о Ханселе и Гретель, но исследует все ту же любимую тему: отношения Севера и Юга, Голландии и Испании, мужчин и женщин, братьев и сестер, натуры и культуры. Этот постмодернистский road movie был очень тепло принят во всем мире, в том числе и в России.
Последний на сегодня фильм «Официант» продолжает радовать почитателей режиссера безукоризненным стилем и тонким юмором.