Александр Даргомыжский
Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869) — композитор, младший современник Глинки. Познакомились они в 1834 году, когда Глинка работал над «Иваном Сусаниным». «Одинаковое образование, одинаковая любовь к искусству тотчас сблизила нас, — вспоминает Даргомыжский. — ...Мы в течение 22 лет сряду были с ним постоянно в самых коротких, самых дружеских отношениях». Под влиянием Глинки Даргомыжский стал с большей серьезностью и углубленностью заниматься музыкой. По тетрадям Глинки (и, возможно, пользуясь его советами) Даргомыжский изучил музыкально-теоретические дисциплины; это помогло ему овладеть композиторской техникой.
Основная сфера творчества Даргомыжского — романс и опера. Широко известны его лирические («Мне грустно», «Я вас любил»), комические («Воротился ночью мельник») и сатирические («Червяк», «Титулярный советник») романсы. Известность Даргомыжскому как оперному композитору принесла опера «Русалка», законченная в 1855 году. В последние годы жизни Даргомыжский работал над оперой «Каменный гость». В это время он сблизился с композиторами балакиревского кружка. Несмотря на быстро развивавшуюся тяжелую болезнь сердца, Даргомыжский не прекращал работы над последним своим произведением, и почти успел закончить его: осталась не вполне завершенной лишь заключительная сцена. В соответствии с предсмертной волей композитора оперу закончили его молодые друзья, участники «Могучей кучки».