Александр Калягин
Советский и российский актер театр и кино, Народный артист России, художественный руководитель театра Et Cetera, председатель Союза театральных деятелей России.
Александр Калягин родился 25 мая 1942 года в городе Малмыж Кировской области. Он был единственным и поздним ребенком в семье. Уже с 5 лет Калягин знал, что будет артистом. Когда семилетнему Калягину захотелось иметь домашний театр, мама привела столяра, который «по указаниям» юного режиссера сделал настоящий маленький театрик — с кулисами, порталом и сценой. Он приглашал детей-соседей по коммунальной квартире, и представление начиналось.
Школьником Калягин читал стихи во Дворце пионеров. Стал постарше — начал выступать с чтением серьезной литературы, любовь к которой привили ему мать. Это было уже в народном театре чтеца. В 13 лет он написал Аркадию Исааковичу Райкину письмо, в котором задал вопрос: «Как вы достигли такого таланта?». И артист ответил совершенно незнакомому мальчику очень серьезно: «Талант не достигается. Это то, что дано или не дано природой. Но я верю в жизни только в одно: в труд». И до сих пор Александр Калягин бережно хранит это письмо как «охранную грамоту».
После школы по настоянию мамы Калягин поступил в медучилище, через два года оказался фельдшером на Скорой помощи.
В 1962 году поступил в высшее театральное училище имени Б.В. Щукина при Государственном академическом театре имени Евг. Вахтангова. После его окончания (1965) он был принят в Московский театр драмы и комедии на Таганке. Несмотря на то что на этой сцене Калягину удалось сыграть несколько достойных ролей (в том числе Галилея в спектакле по одноименной пьесе Брехта), в 1967 году он неожиданно уходит из сверхпопулярной «Таганки» в Театр имени М.Н. Ермоловой. Там он сыграл Поприщина в спектакле по «Запискам сумасшедшего» Гоголя — роль, которую сам считает началом своей артистической карьеры.
С 1971 года Александр Калягин — актер МХАТ имени Горького: Олег Ефремов, переходя из «Современника» во МХАТ, пригласил его во вновь создаваемую им труппу. Калягин отыграл во МХАТе четверть века. Особое место в театральной биографии Калягина занимают две постановки Ефремова. Это спектакли «Мы, нижеподписавшиеся» (по пьесе Гельмана), где он сыграл «нового Остапа Бендера», афериста Леню Шиндина, и «Так победим!» (пьеса М. Шатрова), где он воплотил на сцене образ В.И. Ленина.
В 1991 году, почувствовав, по его собственному выражению, «надвигающийся кризис» театра МХТ, ушел из труппы в «АРТель АРТистов» Сергея Юрского, где сыграл Утешительного в «Игроках — XXI» по Гоголю.
Блестяще сложилась карьера артиста в кино. В 1974 году на экраны вышел один из первых фильмов Никиты Михалкова — «Свой среди чужих, чужой среди своих», где Александр Калягин сыграл начальника железнодорожной станции Ванюкина. Творческое сотрудничество с Н. Михалковым успешно продолжилось в картинах «Раба любви» (1975, Режиссер) и «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976, Михаил Платонов).
В биографии киноартиста Калягина особняком стоят две роли, которые сделали его всенародно любимым. Это буффонадная обаятельная тетка Чарлея в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя» режиссера Титова и невероятный Павел Иванович Чичиков в пятисерийной телевизионной версии «Мертвых душ» Гоголя режиссера Михаила Швейцера. Александр Калягин заявил о себе и как о театральном режиссере постановками «Чехов Акт III» в театре «Нантер» (Париж, Франция) и «Ревизор» Гоголя в театре «Элдредж» (Кливленд, США). В 1993 году он создает собственный театр «Et Cetera». На этой сцене он выступает и в качестве постановщика («Руководство для желающих жениться» по Чехову, «Навсегда-навсегда» Драгунской, «Лекарь поневоле» Мольера), и как актер («Король Убю», «Последняя запись Крэппа», «Смерть Тарелкина»).
В 1996 году театральная общественность страны избирает Александра Калягина председателем Союза театральных деятелей (СТД) России.