Александр Рогожкин
Режиссер.
То он снимает “чернуху” типа “Караула” и “Чекиста”, то народный бурлеск - двухсерийные “Национальные особенности”, а то и вовсе берется за сериалы – делает первый фильм “Ментов”.
“Кукушка” в этом смысле картина традиционно-иновационная. С одной стороны банальный треугольник, любовный в том числе. С другой – модный фестивальный сюжет о двух врагах, волею случая сведенных в одном месте в одно время. Расклад беспроигрышный: здоровая порция гуманизма (героям придется решать, кто же они на самом деле солдаты или просто люди), комизм языка жестов и чувств (как высказаться и быть понятым, не зная ни слова из языка соседа?), трагизм войны (она лишь увеличивает пропасть между “своими” и “чужими”). Плюс к этому заразительная мистика – шаманские обряды и путешествие в Страну мертвых. Картина у Рогожкина получилась воистину универсальная: и для зрителей, жаждущих развлечений, и для ценителей высокого кино.
С “Кукушкой” Рогожкин берет реванш. После “Национальных особенностей” он получил статус народного режиссера. Но этого оказалось недостаточно. Для российского режиссера, снимающего априори авторское кино, нужно быть еще и фестивальным любимчиком.
Первый шар в этом направлении Рогожкин бросил в 1999 году. Появился “Блокпост”. Показанный в Берлине в одной из информационных программ, он прошел скромно и получил неплохие, однако не блестящие отзывы. С “Кукушкой” такая история не должна была повториться.
Она и не повторилась. Впервые фильм показали на Московской кинофестивале этого года. По опросам зрителей картина набрала 4,8 балла из 5 возможных и получила приз зрительских симпатий. По оценке высокого жюри удостоилась “Серебряного Георгия” за режиссуру и Приза за лучшую мужскую роль (Виллэ Хаапасало).
Еще до фестиваля фильмом заинтересовалась “Сони классик” - одна из самых крутых компаний, занимающихся прокатом зарубежной кинопродукции на территории США. Только две российских картины были приняты в Америке на таких условиях как сейчас “Кукушка” - “Утомленные солнцем” и “Вор”. Судьба обоих лент известна. У первой “в кармане” “Оскар”, у второй – номинация на самую престижную кинопремию мира.