Борис Кустодиев
Борис Кустодиев родился в Астрахани. Его первыми яркими впечатлениями стали картины быта и типы провинциального купечества. В 1887 году, посетив выставку передвижников, Кустодиев решил стать художником и начал брать уроки у местного педагога и живописца А.П.Власова. В 1896-1903 годах он учился в Академии Художеств у В.Е.Савинского и в мастерской И.Е. Репина. Еще во время учебы в АХ под руководством своего знаменитого учителя работал над правой частью полотна «Торжественное заседание государственного совета». После окончания Академии с золотой медалью был послан для продолжения образования пенсионером в Италию и Францию. По возвращении Кустодиев активно включился в российскую художественную жизнь. Он был членом Союза русских художников (1907-1910), объединения «Мир искусства» (с 1911), Ассоциации художников революционной России (с 1923 года).
Ученик Репина, Кустодиев был прекрасным, разноплановым портретистом. Среди его портретов – и камерные («Портрет Ю.Е.Кустодиевой с дочерью Ириной», 1908), и парадные работы («Портрет И.Я. Билибина», 1901). Однако настоящую славу ему принесли произведения, в которых воплотились образы русской народной жизни, национальные типажи. Толчком к появлению в творчестве художника новой темы стал в1906 заказ году Экспедиции заготовления государственных бумаг для серии «Народных изданий» (картин-лубков). Издание не было осуществлено, но показанная на выставке СРХ «Ярмарка» имела такой успех, что вызвала к жизни новый жанр в творчестве Кустодиева.
В этих работах художнику удалось соединить национально-романтический идеал народного искусства с классической традицией и современными ему живописными открытиями импрессионизма и модерна. Его картины наполнены светоносностью, яркостью цветовых контрастов и изысканной декоративной стилизацией форм. В них выразительно воплощается атмосфера народных праздников и гуляний («Ярмарка» 1903, «Сельский праздник» 1913, «Масленица» 1916 и др.) Кустодиев с наслаждением погружается в стихию народной жизни, любуясь той ярмарочной, купеческой Русью, которая неумолимо уходила в прошлое. Как и положено мастеру «Мира искусства», художник соединяет свое любование с тонкой иронией. Эта игра чувств особенно выразилась в созданных им незабываемых образах русских красавиц - купчих, пьющих чай, прогуливающихся по провинциальным улицам, нежащихся в пышных перинах. Многие из знаменитых работ с видами захватывающих гуляний или фольклорных красавиц создавались уже в то время, когда художник страдал от туберкулеза позвоночника - недуга, приковавшего его, в конце концов, к инвалидному креслу. Обладая феноменальной художественной памятью, большинство композиций в это время он писал по воображению.
Несмотря на тяжелую болезнь и потрясения, происходившие в жизни страны, Кустодиев продолжал упорно работать, заражая всех своим оптимизмом. Выставка в полной мере доносит до зрителя особенности искусства художника, о котором сам он говорил: «любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому - это всегда было единственным «сюжетом» моих картин…»