Джеффри Ориема
Названный музыкантом 2000 года в мире world-music Джеффри Ориема - очень необычный исполнитель для этого четко очерченного жанра. В отличие от большинства этно-звезд, он рос в окружении сразу нескольких совершенно противоположных культур - от традиции griot, народных сказителей, до современных театральных экспериментов и авангардной рок-музыки. Возможно, поэтому его музыка и не воспринимается очередной современно упакованной этно-экзотикой, а заслуженно занимает место в ряду таких «раздвигателей границ», как Peter Gabriel, Laurie Anderson, Brian Eno...
Джеффри Ориема родился в Soroti, западной части Уганды, в cемье музыкантов, поэтов и сказителей. Вместе с матерью, которая руководила национальной балетной труппой The Heartbeat of Africa, еще в раннем детстве Джеффри объехал всю страну. Отец - известный политик - научил его играть на nanga, местной 7-струнной разновидности kora. «Музыкальную горячку я подхватил лет в семь», - вспоминает Джеффри. К одиннадцати он умел играть на гитаре, nyamulere (флейта), nanga, lukeme (местный вариант ксилофона), перкуссиях и начал сочинять песни. В начале 70-х Джеффри поступил в театральную академию в Кампале, столице Уганды, на актерcкий факультет. Его творческие амбиции нашли выход в создании театральной труппы Theatre Ltd., для которой он написал свою первую пьесу. В произведении сплетались африканские музыкальные традиции и современные театральные течения - от Станиславского до Гротовского, оригинальный театр абсурда был наполнен обрядовой племенной музыкой. Это был первый эксперимент смешения диаметральных культур, в дальнейшем типичный для Джеффри.
Политическая ситуация в Уганде в тот момент была очень тяжелая. В 1962 после переворота, совершенного генералом Иди Амин Дада страна перестала быть британской колонией и получила номинальную независимость. Отец Джеффри работал министром ресурсов в правительстве и после того, как поддержал противников диктатуры на выборах 1977 года, погиб в выглядящей очень сомнительно автомобильной катастрофе. В 24 года Джеффри Ориеме пришлось покинуть страну: он сбежал в Кению в багажнике автомобиля и затем перебрался во Францию. Франция с ее статусом негласного музыкального центра Европы оказалась идеальным местом для изгоев африканского континента - почти все крупные звезды в то время жили и записывались там.
В 1989 Томас Бруман, один из основателей и художественный руководитель WOMAD, пригласил Джеффри принять участие в одном из британских концертов, после чего последовало приглашение на знаменитую студию Питера Гэбриела Real World. В следующем году произошло два крупных события в его карьере - вышел первый альбом Exile, спродюссированный Брайаном Ино, и состоялось выступление на легендарном концерте в защиту Нельсона Манделы на стадионе «Уэмбли». Вместе с ним на сцене были Питер Гэбриэл и Брайан Ино. Именно эта запись принесла ему славу африканского Леонарда Коэна, хотя песни и исполнялись на языках «суахили» и «ачоли». Две потрясающие баллады с этого альбома – Land of Anaka и Makambo - до сих пор остаются его визитной карточкой.
Второй альбом Beat the Border вошел в Top-10 хит-парада Billboard World Music Chart. Джеффри не раз приглашали выступить на многие престижные церемонии: NBC's Today Show, WOMAD 1993, 994 U.S. Tours, the 1994 Reebok Human Rights Awards, the 1995 Rainforest Foundation International Benefit.
Джеффри разносторонен. Так,в 1996 году он записывает песню Bye Bye Lady Dame со звездой французской эстрады Аленом Сушоном. Одна из его песен Lé Yé Yé становится главной музыкальной темой популярного телешоу Le Cercle de Minuit. Он сочинил и записал музыку к фильму Un Indien Dans La Ville.
Остается добавить, что с тех пор Джеффри Ориема неоднократно выступал на крупных фестивалях и выпустил еще несколько успешных альбомов (“Spirit”, “Words”). В 2005 году он участвовал в эпохальном концерте LIVE 8: Africa Calling. Поет Ориема на своих родных языках, а также на английском и французском.
Джеффри не раз приезжал в Россию. В 2006 году его выступление на знаменитом театральном фестивале «Золотая маска» стало самым заметным событием музыкальной программы фестиваля. Годом позже он стал главным хедлайнером на представительном международном фестивале «Саянское Кольцо».
Вот что говорит сам Джеффри о своем творчестве: «Нужно идти дальше ожиданий! Моя цель – быть в первую очередь артистом, чтобы изучать мир, лежащий между корнями и современной музыкой. Это поиск истины, музыкальной истины».