Джером Роббинс
Американский балетмейстер и театральный режиссер; выдающийся многогранный хореограф. Учился в Нью-Йоркском университете, но, не окончив курса, в 1937 стал танцовщиком на Бродвее. Его учителями в классическом танце были Э. Даганова, Ю. Лоринг, драматическому искусству учился у известного режиссера Э. Казана.
В 1940 вступил в труппу «Америкэн балле тиэтр», в 1942 стал его солистом. В 1944 поставил свой первый балет «Матросы на берегу» на музыку Л. Бернстайна, который позднее трансформировал в мюзикл.
Работал в ведущих балетных труппах Нью-Йорка («Балле тиэтр», 1940-48, «Нью-Йорк сити балле», 1949-63, ставил в «Американ балле тиэтр», организовал труппу «Балеты США», 1958-59, и др.). Среди лучших постановок Роббинса: «Гости» (1949), «Послеполуденный отдых фавна» (1953), «Концерт» на музыку Шопена (1956), «Нью-Йорк экспорт опус Джаз» (1959), «Свадебка» И. Ф. Стравинского (1965), «Танцы на вечеринке» (1969), «Гольдбергские вариации» на музыку Баха (1971), «Разбитое стекло» (1986), Сюита «Вестсайдская история» (1995) и др.
В течение многих лет возглавлял «Нью-Йорк Сити Балле» совместно с Джорджем Баланчиным.
Совместно с Дж. Баланчиным поставил балеты: «Жар птица» Стравинского (1970), «Пульчинелла» (1972).
Прославился постановкой блистательных мюзиклов: «Король и я» (1951), «Питер Пэн» (1954), «Скрипач на крыше» (1964). Лучшим его мюзиклом стала «Вестсайдская история» (1957), по которой в 1961 Р. Уайз поставил всемирно известный фильм, удостоенный премии «Оскар» (1961).
В 1989 году поставил мюзикл под названием «Бродвей Джерома Роббинса», включавший лучшие танцевальные номера из его спектаклей, созданных им на протяжении сорока лет. Мюзикл был удостоен нескольких премий «Тони», включая премию за лучшую режиссуру, лучшую хореографию и лучший мюзикл сезона.
Был удостоен множества почетных наград, включая награду Кеннеди-центра за «Выдающиеся достижения в искусстве».