Джон Грирсон
Окончил университеты в Глазго и Чикаго. В течение нескольких лет изучал методы постановки учебных, научно-популярных и документальных фильмов в различных странах. Испытал сильное влияние творчества и теоретических взглядов С. Эйзенштейна и В. Пудовкина, Д. Вертова.
Как режиссер дебютировал в 1929 — поставил документальный фильм «Рыбачьи суда», положивший начало школе британского документального кино. Затем поставил фильм «Индустриальная Британия» (1933, совместно с Робертом Флаэрти), «Траулер «Грентон» (1934, совместно с Э. Энстеем).
Грирсон провозгласил тезис о том, что «документальный фильм является творческой интерпретацией современной действительности». Вокруг Грирсона, возглавившего киноотдел при Торговой палате, сгруппировались талантливые режиссеры-документалисты (Б. Райт, П. Рота, X. Уотт, Э. Энстей, С. Легг и др.). Пользуясь своими связями с официальными кругами, Грирсон обеспечил финансирование подавляющего большинства картин, выпущенных британскими документалистами в
В 1937 Грирсон основал киноцентр, объединивший режиссеров-документалистов, фильмы которых финансировались различными ведомствами. Здесь были выпущены фильмы «Лицо Шотландии», «Богатство нации», «Они сделали землю» (все в 1938) и др. В
Грирсон пришел в кино как социолог и журналист. Британские документалисты стремились к актуальности, просветительству, тяготели к публицистике. Вокруг Грирсона объединилась группа режиссеров, создавших новаторские по форме фильмы, в которых были реалистически показаны повседневный труд людей разных профессий, трудные условия жизни бедных слоев населения. Взгляд Грирсона и — под его влиянием — его окружения на неигровое кино отличался тем, что документальное кино воспринималось, скорее, как новый вид журналистики и средство влияния на общество. Они повернули зрителей лицом к повседневной жизни, противопоставляя свои фильмы фильмам других кинематографистов, стремившихся найти какие-то необычные моменты и обстоятельства для своих героев.