Эдвард Нортон
Эдвард Джеймс Нортон-младший родился в Бостоне в семье потомственных интеллигентов. Мать Робин Нортон преподавала английский язык. Отец Эдвард Джеймс Нортон-старший работал адвокатом. Но главным семейным авторитетом считался дед – архитектор Джеймс Роуз, построивший пол-Бостона и прославившийся на весь мир как «изобретатель супермаркета»: именно ему принадлежала идея огромного магазина-молла.
Когда Эдди исполнилось шесть лет, няня повела его в театр. Давали детский спектакль «Если б я была принцессой», где няня играла главную роль. «Я не мог оторвать глаз от сцены!» – до сих пор с восторгом вспоминает Нортон. Увиденное настолько впечатлило ребенка, что он тут же решил стать актером. Два года спустя Эдди и вправду вышел на подмостки.
Когда пришло время выбирать профессию, родители, естественно, посоветовали Эдди поступать в Йель. Нортон так и сделал. Сначала он учился на факультете астрономии, потом перевелся на исторический факультет. По окончании университета в 1991 году Нортон уехал в Японию стажироваться в благотворительном фонде «Enterprise Foundation» в Осаке, куда его пристроил дед – куратор фонда.
В Японии Нортон принял самое главное решение в своей жизни: «Ни астрономия, ни история никогда не привлекали меня так, как профессия актера». Бросив все, он вернулся в Америку и сразу, минуя родной Бостон, направился в театральную Мекку страны – Нью-Йорк с его Бродвеем и знаменитой школой Стеллы Адлер.
Счастливый билет выпал как раз в тот момент, когда Эдди уже полностью разочаровался и в своем призвании, и в своем таланте. Однажды вечером его увидел на сцене знаменитый драматург Эдвард Олби и сразу же предложил дебютанту роль в своей свежей пьесе «Фрагменты». На следующее утро после премьеры рецензии на этот спектакль появились во всех центральных газетах. Нортон стал «восходящей звездой».
После внезапного успеха его почти сразу же позвали на пробы в картину «Первобытный страх» Грегори Хоблита. С этого момента Эдди вошел в число самых перспективных молодых актеров Голливуда.
Он сыграл у Милоша Формана в фильме «Народ против Ларри Флинта», потом у Вуди Аллена – «Все говорят, что я тебя люблю». И тут начались проблемы. Нортон мечтал сыграть у Энтони Мингеллы в «Талантливом мистере Рипли», но дорогу ему перешел Мэтт Деймон. Милош Форман, как раз задумавший снимать «Человека на Луне», предпочел Нортону Джима Керри.
А потом появилась «Американская история Х» Тони Кея – главное произведение-манифест Нортона. Актер сыграл фанатика-неонациста Дерека Виньярда. Для этой роли Эдварду пришлось поправиться на 30 фунтов, накачать мускулы и даже встретиться со скинхедами.
После «Американской истории Х» стало очевидно: лучше всего Нортону даются роли маньяков – людей, у которых, выражаясь театральным языком, есть сверхидея. Как раз таким оказался Тайлер Дарден из «Бойцовского клуба» и агент ФБР Уилл Грэм из «Красного дракона».