Эми Джейд Уайнхаус
Эми Джейд Уайнхаус родилась в пригороде Лондона в еврейско-английской семье. Ее отец работал таксистом, а мать фармацевтом. Хотя к музыке они не имели никакого отношения, среди родственников Эми, особенно со стороны матери, было немало профессиональных джазовых музыкантов, а ее бабушка по отцу любила вспоминать о юношеском романе с легендой британского джаза Ронни Скоттом. Родители тоже внесли свою лепту в воспитание ее музыкальных вкусов, собрав коллекцию пластинок Дины Вашингтон, Эллы Фитцжеральд, Фрэнка Синатры и других великих артистов.
Период увлечения поп-музыкой (Мадонна, Кайли Миноуг и так далее) закончился для Эми годам к десяти, когда она открыла для себя Salt 'n' Pepa, TLC и другие бунтарские хип-хоп и R&B-группы. В 11 лет гиперактивная Эми уже стояла во главе собственной рэп-команды, которую назвала Sweet 'n' Sour и описывала как еврейский вариант Salt'n'Pepa. В 12 лет юное дарование поступило в театральную школу Сильвии Янг (Sylvia Young Theatre School), но через год ее исключили — по причине того, что она, мол, «не проявила себя». С 13 лет Эми играла на гитаре и стремительно расширяла свой музыкальный кругозор, слушая самую разную музыку, в основном современный джаз и хип-хоп, а вскоре начала сочинять и записывать собственные песни.
Большой шоу-бизнес открыл Эми Уайнхаус в 2000 году, когда ей было всего 16 лет. Стараниями ее приятеля поп-певца Тайлера Джеймса ее демо-записи попали в руки менеджеров Island/Universal, искавших молодых джазовых вокалисток. Она сразу подписала контракт и начала выступать как профессиональная певица.
Но до появления дебютного альбома было еще далеко. Прошло больше трех лет, прежде чем в конце 2003 года Эми Уайнхаус представила первый студийный диск Frank, для которого написала большую часть материала.
Больше всего коллег шокировали весьма откровенные тексты Эми, посвященные главным образом ее бойфренду, с которым она незадолго до этого рассталась. Но не только ему. Скажем, трек Fuck Me Pumps — это история о 20-летних девчонках, которые шляются по дрянным клубам, мечтая подцепить богатого жениха. А в песне What is it About Men? Эми пытается разобраться в характере отца и причинах его непостоянства в семейной жизни (в свое время она очень переживала развод родителей).
Продюсирование записи легло на плечи клавишника и хип-хоп-продюсера Салаама Реми. Джазовые гармонии, сплавленные с элементами соула, поп-музыки, ритм-н-блюза и хип-хопа, чувственное и ироничное исполнение, великолепный вокал, в котором критики расслышали сходство с Ниной Саймон и Билли Холидэй, Сарой Воган и Мейси Грей, — все это сразу привлекло к Эми пристальное внимание музиндустрии. Рядовые меломаны раскачивались дольше.
Кривая продаж поползла вверх только после того как имя Уайнхаус оказалось в числе номинантов Brit Awards и Mercury Music Prize, а на церемонии вручения Ivor Novello Awards, премии британских композиторов, она удостоилась награды как автор лучшей современной песни — за первый сингл Stronger Than Me, написанный ею вместе с Салаамом Реми. Летом 2004 года Эми Уайнхаус щедро аплодировали зрители фестивалей в Гластонбери, Jazzworld и V Festival. К этому времени альбом Frank успел побывать на вершине британского хит-парада и удостоился платинового сертификата.
В интервью этого периода Уайнхаус постоянно подчеркивала, что ее дебютный альбом — только процентов на 80% ее заслуга, потому что по настоянию лейбла на диск попали некоторые песни и миксы, которые ей абсолютно не нравились. Она была не вполне довольна и аранжировками, так что позднее, уже после издания второго альбома, признавалась: «Я сейчас даже слушать Frank не могу, да, в общем-то, и раньше его не любила. Я ни разу так и не прослушала его от начала до конца. Я люблю только исполнять песни на концертах, но это совсем не то, что слушать студийный вариант».
Эми Уайнхаус очень быстро становится одним из любимых персонажей желтой прессы. Конечно, не ее музыка, и даже не вызывающие тексты песен тому виной. Алкоголь и наркотики, скандальные выходки во время тура, скабрезные шутки, неадекватное поведение, оскорбление фанов — журналистам было чем поживиться. Газета The Independent уверяла читателей, что Эми подвержена маниакально-депрессивному психозу, но не хочет принимать лекарства. Сама артистка признавалась, что у нее проблемы с аппетитом — «немножко анорексии, немножко булимии», называла себя «больше мужчиной, чем женщиной, но не лесбиянкой», утверждала, что все ее менеджеры идиоты, маркетинг никуда не годится, а промоушен дебютного альбома был ужасным.
Чем активнее артистка куролесила в реальной жизни, тем хуже шли творческие дела, то есть фактически не шли никак. Рекординговые боссы долго ждали от Эми новых песен, пока в конце концов не предложили ей пройти курс лечения от алкоголизма и взяться за работу. От реабилитационной клиники Уайнхаус категорически отказалась, и вместо того чтобы лечиться, села писать песни. О том, почему она так не хочет отдавать себя в руки врачей, рассказывала ее новая композиция Rehab, первая ласточка в преддверии следующего студийного альбома. Эми всегда говорила, что стоит ей только начать писать, и ее уже не остановишь. Нужно было только набраться терпения и дождаться этого момента. В это время в ее жизни очень кстати появился ди-джей и мультиинструменталист Марк Ронсон. Эми называла его главным вдохновителем второго альбома.
Через полгода запись была готова, и в октябре 2006 публика познакомилась с первым промо-синглом Rehab, который тут же катапультировался в британский Тор 10. Изданный следом новый лонг-плей Back to Black был принят на ура и к началу 2007 года возглавил английский хит-парад. Даже в истории американской музиндустрии пластинке удалось «наследить»: в поп-чарте США с первой же недели она стартовала под седьмым номером — это был второй результат британской певицы после Дайдо, чей альбом Life For Rent сходу покорил 4-ю строчку американского рейтинга.
Второй альбом, в отличие от дебюта, пронизанного джазовыми гармониями, возвращал в эпоху 50-х и 60-х, черпая вдохновение в тогдашнем соуле, ритм-н-блюзе, рок-н-ролле и творчестве женских поп-групп, в частности ансамбля Shangri-Las. Продюсерские обязанности разделили между собой Салаам Реми и Марк Ронсон. Тандем, а точнее трио Уайнхаус-Реми-Ронсон оказалось на редкость удачным, как в коммерческом отношении, так и в творческом. Певице досталась премия Вrit Award как лучшей сольной артистке, а сам диск Back to Black номинировался на звание лучшего британского альбома. В конце 2006 года читатели журнала Elle назвали Уайнхаус лучшей артисткой Великобритании.
23 июля 2011 года была найдена мертвой в своей квартире в Лондоне.
Среди предварительных версий причин смерти рассматриваются передозировка наркотиков (полиция не обнаружила наркотических веществ в доме Уайнхаус) и самоубийство. Также известно, что она страдала от тяжёлой болезни — эмфиземы лёгких.
Фанаты и знаменитости по всему миру быстро откликнулись на внезапную смерть Уайнхаус в Твиттере и в других социальных сетях. Лэйбл «Universal Republic» в своем заявлении о смерти своего исполнителя заявил «Мы глубоко опечалены внезапной потерей такого одаренного музыканта, артиста и исполнителя.»