Энди Уорхол
Одна из самых известных и противоречивых фигур в искусстве второй половины ХХ столетия. Его работы стали олицетворением триумфа и коммерческого успеха американского поп-арта. Художник, скульптор, дизайнер, режиссер, продюсер, писатель, коллекционер, он стал воплощением ренессансной идеи homo universal в эпоху массовой культуры. Даже свою жизнь художник превратил в произведение искусства, ежеминутно создавая новые и новые мифы о Gлегендарном Энди Уорхоле».
Энди Уорхол родился в 1928 году в Питсбурге в семье словацких эмигрантов. После окончания художественного факультета Технологического института Карнеги, он переезжает в Нью-Йорк. Как и многие художники поп-арта, Уорхол начал свою карьеру как художник рекламы. Он оформляет витрины, делает открытки и плакаты. Работа в журналах Vogue и Harper's Bazaar и реклама обувной компании И. Миллера принесла ему небывалый успех. Уже к середине 1950-х годов художник зарабатывал около ста тысяч долларов в год; однако, он мечтал о "высоком искусстве". В начале 1960-х годов Уорхол сделал первые карандашные рисунки с изображением долларовых банкнот. Идея этих произведений была подсказана художнику одним из арт-дилеров. Примерно в это же время появляются и работы с изображением банок супа Campbell's. Выставка этих работ в нью-йоркской галерее Стабл, состоявшаяся в 1962 году, стала настоящей сенсацией.
С 1962 года для создания своих произведений Уорхол стал применять технику шелкографии, дававшую возможность бесконечно повторять одни и те же образы. Монотонное повторение становится характерной чертой его творчества - бесконечные ряды бутылок кока-колы сменяются портретами , Лиз Тейлор, Элвиса Пресли. На протяжении многих лет изменяются только сюжеты и цветовые фильтры, сам принцип сохраняется. «Я хочу быть машиной, - говорил художник. - Я хочу, чтобы все мыслили одинаково». Воплощая эту идею, Уорхол воспроизводит на своих картинах обезличенные фотографии из газет и журналов. Сцены катастроф, массовых отравлений, уличных беспорядков, увиденные множество раз, утрачивают силу своего воздействия, не вызывая у зрителя никаких чувств, кроме скуки и безразличия.
Эту позу циничного наблюдателя, художник неоднократно демонстрировал и в жизни. Использование тиражной техники шелкографии позволило Уорхолу и его помощникам организовать настоящее «производство» современного искусства. Всего за два года, с 1962 по 1964, на Фабрике, так художник называл свою мастерскую, было создано более двух тысяч работ. Хотя в 1965 году Энди Уорхол объявил себя «художником в отставке», отдав предпочтение работе в экспериментальном кино, занятий живописью он не прекратил до конца своей жизни.
Уорхол - один из немногих кинорежиссеров американского андерграунда, чье имя известно широкой публике. В его первых фильмах, таких как «Сон» (1963) и «Эмпайр» (1964), принцип повторения приобретает почти гипнотический эффект. Единственный образ - ночной вид Эмпайр-Стейт-Билдинг или спящего человека - проецируется на экран в течение многих часов практически без изменений при полном отсутствии звука. Хотя в более поздних фильмах, созданных в середине 1960-х годов, появляется сюжет (чаще всего эротического содержания), позиция автора как беспристрастного наблюдателя сохранится на протяжении всего творчества. В 1969 году Уорхол создал первый игровой фильм «Плоть», за которым последовал «Мусор» (1970). И в самих фильмах, и в процессе их создания присутствовал значительный элемент пародии на коммерческое кино. В период с 1966 по 1968 год Уорхол снял несколько фильмов с участием группы Velvet Underground. Художник выступил продюсером нескольких альбомов этой группы и выполнил дизайн обложки первого диска. В 1980 году Уорхол решает организовать собственное телевидение. Он разработал проект нового кабельного канала (Andy Warhol's TV) и стал его директором.
Не менее разнообразна и литературная деятельность художника. Несколько лет с 1969 года под его руководством издавался знаменитый журнал «Интервью». Первый роман Уорхола, состоящий из записи телефонных разговоров на Фабрике, был опубликован в 1968 году. В 1975 году увидела свет книга «Философия Энди Уорхола. От A до B и наоборот». Последней вышедшей при жизни художника стала его работа «Попизм: Уорхол в 60-е» (1980). Знаменитые «Дневники» Энди Уорхола были изданы в 1989 году, уже после смерти художника. В 1968 году в своей мастерской Уорхол был тяжело ранен выстрелом феминистки Валери Соланас, единственного члена Общества уничтожения мужчин. Это трагическое событие укрепило "легендарный" статус художника. Сама личность Уорхола, созданный им имидж супер-звезды стали интересовать публику гораздо больше, чем его творчество. Уорхол охотно превращает свое имя в популярную торговую марку. В 1986 году портреты от Уорхола предлагались среди других товаров в рождественском каталоге магазинов Нейман-Маркус («Стань звездой с Энди Уорхолом»). Энди Уорхол умер в 1987 году и был похоронен в родном Питсбурге. На поминальной службе в соборе Св. Патрика в Нью-Йорке присутствовало около двух тысяч человек. Свое состояние, оценивающееся в сто миллионов долларов, художник завещал своему фонду для помощи художественным организациям.