Игорь Ясулович
фото: Russian Look
Российский актер театра и кино, режиссер, Народный артист России , лауреат Государственной премии России.
Игорь Ясулович родился в эвакуации, в селе Рейнсфельд Куйбышевской (ныне Самарской) области, в семье военного моряка. Его детство прошло в различных портовых городах, затем семья Ясуловича оказалась в Таллине. Там Игорь Ясулович занимался в театральном кружке, которым руководил артист Русского драматического театра Таллина И.Д. Рассомахин.
В 1964 Ясулович окончил актерский, в 1974 — режиссерский факультеты ВГИКа (мастерская М.И. Ромма). Актер принимал участие в создании Экспериментального театра пантомимы «Эктемим» при Бюро пропаганды советского киноискусства Союза кинематографистов СССР под руководством вгиковского педагога, бывшего актера Камерного театра А.А. Румнева.
В
С 1964 по 1993 он — артист Московского Театра-студии киноактера. Среди созданных здесь ролей — Чичиков (спектакль-пантомима «Похождения Чичикова», реж. А. Орлов, 1966), Октавио («Дурочка» Лопе де Вега, реж. Е.В. Радомысленский, 1970), Чацкий («Горе от ума» А.С. Грибоедова, реж. Э.П. Гарин, 1976, после пяти лет репетиций), Тень («Тень» Е.Л. Шварца, реж. В.М. Стрижов, 1987) и другие. Ставил пантомимы для спектакля П.Н. Фоменко «Король Матиуш I» по Я. Корчаку (ЦДТ, 1965); являлся ассистентом по пластике при создании М.М. Плисецкой балета «Чайка» Р.К. Щедрина (Большой театр, 1980).
С 1993 Ясулович работает в труппе московского ТЮЗа, и с этого момента к нему приходит театральное признание. Почти каждая сыгранная с тех пор роль становится предметом заинтересованного внимания публики и критики: Шабельский («Иванов и другие» по А.П. Чехову, 1993), Исаак Иегуди Эбершт, отец Оффенбаха («Жак Оффенбах, любовь и тру-ля-ля» по «Синей Бороде» Ж. Оффенбаха, 1995), Кулигин («Гроза» А.Н. Островского, 1997) и Уилфрид Робартс («Свидетель обвинения» А. Кристи, 2001) в спектаклях Г.Н. Яновской; Бергамен («Романтики» Э.Ростана, реж. А.Н. Дрознин, 1994); Сабинин («Татьяна Репина» А.П. Чехова, реж. В.В. Фокин, 1998); Нащокин («Пушкин. Дуэль. Смерть» К.М. Гинкаса, 1999) и Черный монах («Черный монах» по А.П. Чехову, 1999) в постановках Камы Гинкаса.
С конца
Игорь Ясулович снялся в дальнейшем более чем в ста картинах самых разных жанров, от бытовой повести до психологического детектива, от фарсовой комедии до героической драмы. Среди кино- и телеролей — Феликс в фильме «Через кладбище» (1965), инженер Щукин в «Двенадцати стульях» (1971), Кащей Бессмертный в «Лиловом шаре», Финн в «Руслане и Людмиле» (1973), Толя в «Однажды, двадцать лет спустя» (1981), хозяин трактира Юзич в «Петербургских тайнах» и другие. С 1974 — режиссер фильмов для детей и юношества «Первое и второе» (короткометражный, 1974), «Пропал и нашелся» (1977), «Здравствуй, река» (совместно с П.О. Арсеновым и Ю.В. Григорьевым, 1979).
«Я совершенно сознательно, еще будучи студентом актерского факультета ВГИКа, стал работать артистом в Театре пантомимы. Именно там получил эту закваску и прививку к сцене. А в Московском театре киноактера, где оказался в 1964 году, абсолютно уверовался в том, что актер без сцены просто не может существовать. Конечно, бывают особого рода таланты, индивидуальности, которые посвящают себя исключительно кино, в свою очередь, не представляющие, как можно ежедневно выходить на подмостки и играть одно и то же. В моем случае нормальное профессиональное существование – это театр. И в Театре киноактера я, слава Богу, играл много интересных ролей в хорошей драматургии: Лопе де Вега, Шекспир, Гоголь… Надо сказать, когда долго играешь хорошую драматургию, и особенно если к этому прибавляется необычная, талантливая режиссура, то удивительным образом возникают творческие открытия и откровения. Тогда тебе удается снимать слой за слоем, как в археологии, и предстают замечательные подробности, нюансы, какие-то тонкие движения человеческой души, которые можно учесть в следующий раз, когда выходишь на сцену. Поэтому, еще раз повторюсь, без театра я себя не представляю. И, думаю, те зрители, которые смогли увидеть меня на сцене, будут смотреть на артиста Ясуловича не только как на киноактера, но и видеть во мне несколько иное».