Лукино Висконти
Источник фото: itar-tass.com
Лукино Висконти был и остается спорной личностью. Он разделял взгляды коммунистов, снимал фильмы на деньги власти и первым стал говорить с большого экрана на темы инцеста и гомосексуализма.
Родившись в аристократической семье, Лукино Висконти должен был рано или поздно снять фильм о жизни богатых и сильных. Но прежде, чем дорасти до своихх главных тем, итальянский режиссер попробовал себя и в неореализме — картина «Земля дрожит» была снята на Сицилии с участием непрофессиональных актеров и произвела настоящий фурор на Родине.
Отойдя от пролетарской тематики, Висконти стал снимать реалистичные истории на современные сюжеты («Самая красивая», 1951; «Рокко и его братья», 1960; «Туманные звезды большой медведицы», 1965; «Семейный портрет в интерьере», 1974), с эпическими («Чувство», 1954; «Белые ночи» по повести Ф. М. Достоевского, 1957).
В 1963 году Лукино Висконти получил гран-при Каннского кинофестиваля за фильм «Леопард». Экранизация одноименного романа Джузеппе Томази ди Лампедуза удалась мастеру, потому что режиссер знал не понаслышке, что это значит — иметь политическую позицию, которая противоречит твоему социальному статусу. Аристократ-коммунист нашел в персонаже юного Танкреди самого себя. И хотя юноша по сюжету становился участником гражданской войны между сторонниками Гарибальди и приверженцами правящей династии Бурбонов, а не коммунистов — Висконти прекрасно показал главное: что значит осуждение или поддержка близких людей.
Но самым плодотворным этапом жизни мастера можно считать его «германскую трилогию»( в 1969 появилась «Гибель богов», в 1971 — «Смерть в Венеции», в 1972 году — «Людвиг»). В этих фильмах Висконти откровенно говорит о темах однополой любви и инцеста. В юности молодой человек подвергся насилию в армии, Висконти говорит о человеческих пороках честно и со свойственной ему интеллегентной интонацией. Его фильмы вызывают противоречивые чувства: отвращение, грусть, не скромное обаяние буржуазии.
«Утомленный могильщик европейской культуры» говорит о своем мире: богатые семьи, неизжитые комплексы, развращенные деньгами люди. В мире красоты аристократического общества Висконти видел и все его болячки.