Николай Хомерики
Фильмы Николая Хомерики рассказывают о последних романтиках на планете Земля. Герои его картин — обычные люди с добрым сердцем и чистой душой.
Кореной москвич, бухгалтер по первому образованию, Николай Хомерики и не подозревал, что станет режиссером. В России в 90-е годы о кино говорили скорее со страхом и опаской, а не как о серьезном деле. После университета Хомерики работал в компании Coca-Cola, а через несколько лет, как и полагалось начинающему яппи, продолжил образование за рубежом. Поступил сразу в два голландских университета — в Маастрихте и в Амстердаме, но магистром финансов так и не стал. В Амстердаме он с другом начал свой бизнес — импорт бытовой химии из Голландии в Россию: поставляли моющие и чистящие средства, столь необходимые тогда российскому рынку. В Амстердаме Хомерики записался в видеотеку и стал запоем отсматривать киноклассику.
Насмотревшись сокровищ из амстердамских видеотек, Хомерики вернулся в Москву и подал документы на «Высшие курсы сценаристов и режиссеров». К моменту поступления на курсы, Николай не снял ни единого кадра, в жизни не подходил к камере, и вообще очень смутно представлял себе техническую сторону кинопроцесса. Мастером Хомерики стал Павел Финн, а среди преподавателей его курса были , . Первая работа студента Николая Хомерики, трехминутный этюд «Капля», получил приз кинофестиваля в Сопоте, жюри которого возглавлял . Дипломную картину Николая тоже оценили очень высоко: режиссеру прочили большое будущее. Но в России в 1999 году денег на авторское кино не было, и Хомерики снова отправляется в Европу — в Париж, в аспирантуру знаменитой киношколы La Femis.Поступить туда — задача реальная, но помимо знания языка и успешной сдачи вступительных экзаменов, нужна удача, потому что оплатить обучение за счет личных средств во Франции — нельзя. Николаю повезло, учебу студента оплатил один из государственных фондов.
Хомерики посещал мастер-классы звезд современной режиссуры, и даже на один день стал студентом , который выступил в La Femis с лекцией. Учеба в Париже подходила к концу, и в жизни Николая появились еще два мэтра. Один из них — знаменитый французский режиссер-шестидесятник Филип Гаррель. Он пригласил Хомерики работать ассистентом на фильме «Регулярные любовники». Николай рассказывает о работе с мастером: «Гаррель вел у нас мастер-класс по работе с актером, а потом позвал меня на фильм. Мы репетировали сцены в разных помещениях, а потом Гаррель приходил посмотреть, и бывало даже, он говорил: «Так, снимаем вот это!». То есть, так получилось, что в «Регулярных любовниках» есть сцены, поставленные мной!». Картина Гарреля получила в прошлом году в Венеции Серебряного льва за лучшую режиссуру.
Еще один человек, определивший судьбу Николая Хомерики, — продюсер студии «Метроном-фильм» Арсен Готлиб. Их сотрудничество началось на дипломном короткометражном фильме «Вдвоем»(получил приз в Канне), а ровно год спустя, Готлиб и Хомерики повезут в Канн полнометражную картину «977». В мистической драме снялись молодые актрисы: , , . «Мой фильм — о любви. И о том, что любовь, так же, как и смерть, и бесконечность никогда не будут поняты до конца. Нам не дано проникнуть в эту тайну, но стремление к разгадке существует у современных людей точно так же, как существовало две тысячи лет назад, и будет существовать, покуда живо человечество!» — объясняет Николай Хомерики.
Хомерики работает в традиционной манере и не стремится воздействовать на зрителя цифровыми спецэффектами и сверхскоростными монтажными перебивками. Его оператор Алишер Хамидходжаев обращается с пленкой, как с живописным холстом, — слоями наносит на него густые мазки живой жизни. А динамичный сюжет, в котором сопряжены загадочность и ирония, не дает отдельным мазкам-кадрам застыть и превратиться в ностальгические копии и .
«Я считаю, что зрителя надо любить, а не за дурака его принимать! — говорит Николай. — Нельзя, конечно, снимать получасовой кадр и объяснять всем, что это вот арт-хаус и его надо смотреть. Но я уверен, что возможно снимать фильмы, которые были бы интересны широкому зрителю, и при этом не становились культ-массовой жвачкой, а хотя бы немного походили на искусство…»
Также Хомерики сотрудничает с прекрасной студией «Коктебель» и ее главным продюсером — Романом Борисевичем. Их совместный фильм «Сказка про темноту» был в конкурсной программе Кинотавра и Каннского кинофестиваля. Также Николай снял фильм про работника московского метрополитена с больным сердцем «Сердца бумеранг» и несколько сериалов.
В настоящее время Николай работает над масштабным полотном «Беляев».