Роберт Стуруа
Cоветский, грузинский и российский театральный режиссер. Народный артист СССР.
Роберт Стуруа родился 31 июля 1938 года в Тбилиси в семье грузинского художника Р. И. Стуруа. Учился на режиссерском факультете Тбилисского театрального института.
С 1962 года Стуруа работал в Тбилисском театре имени Шота Руставели, ученик Михаила Ивановича Туманишвили. В 1979 году Роберт Робертович был главным режиссером этого театра, а с 1980 года — его художественным руководителем.
Уже студенческие работы Стуруа, «Господин Леонардо перед лицом реакции» и «Где тонко, там и рвется», обнаружили талант и перспективность его как режиссера. В 1965 на сцене Театра имени Шота Руставели он поставил «Сейлемский процесс» А. Миллера, эта постановка принесла ему первый настоящий успех. Владение театральной формой обнаружилось в другом спектакле — «Мачехе Саманишвили» Д. Клдиашвили, сделанном им совместно с Т. Чхеидзе. Увлеченность Стуруа игровой стихией театра проявилась в спектакле «Ханума» — остроумном, веселом представлении, в котором реалистические комические персонажи органично существовали по правилам условной игры.
В 1970-е годы появляется понятие «Театр Роберта Стуруа». В «Кваркаре» Какабадзе режиссер вставляет сцену из «Карьеры Артуро Уи» Брехта. Начинается «брехтовский» период в его творчестве, «период тотального моделирования» действительности. Образ-маска, возникшая впервые в этом спектакле, была воплощена Рамазом Чхиквадзе. С этим артистом Стуруа сделал два своих блистательных спектакля: «Ричард III» У. Шекспира (1979) и «Кавказский меловой круг» Б. Брехта (1975), которые принесли ему мировую известность.
В 1980-е годы Стуруа много ставит: «Роль для начинающей актрисы» Т. Чиладзе (1980), «Синие кони на красной траве» М. Шатрова (1980), «Вариации на современную тему» Р. Стуруа, Л. Попхадзе, А. Варсимашвили (1981), «Похороны в Калифорнии» Р. Ибрагимбекова (1983) и т. д. Важным в его творческой биографии стал «Король Лир» (1987), главную роль в котором блистательно исполнил Рамаз Чхиквадзе. В этом спектакле проявилась склонность Стуруа к философской режиссуре, в которой карнавальное восприятие мира несло в себе ощущение трагического финала. В спектакле «Жизнь есть сон» Кальдерона (1992) «мир расширился, включив в себя метафизическую реальность». Затем был «Добрый человек из Сычуани» (1993). В 1994 Стуруа ставит «Евангелие от Иакова» по букварю Якова Семеновича Гогебашвили («Грузинская азбука», 1865). В 1996 вышел спектакль по лирико-мифологической драме «Ламара» Г. Робакидзе, в 1997 — «Что ж с того, что мокрая сирень» Л. Табукашвили, пользующийся популярностью у молодого зрителя. В 1998 он ставит с молодым режиссером Д. Сакварелидзе «Женщину-Змею» К. Гоцци. В том же году в Москве Стуруа выпускает «Гамлета» в «Сатириконе» с К. Райкиным в главной роли. В 2000 году в театре имени Шота Руставели он ставит три спектакля: «Человек ли он?» И. Чавчавадзе, «Двенадцатую ночь» и «Гамлета» Шекспира.
У Стуруа два постоянных соавтора: художник Георгий Алекси-Месхишвили и композитор Гия Канчели.
Стуруа работал за рубежом, осуществил 16 постановок пьес Шекспира, Софокла, Мольера, Чехова, Брехта в разных театрах мира. Лауреат многих театральных премий Грузии, Государственных премий СССР и Грузии. Всего Роберт Стуруа поставил более 80 спектаклей.
С поста худрука Театра им. Шота Руставели уволен приказом министра культуры и защиты памятников Грузии от 9 августа 2011 года.