Роберт Уилсон
Газета New York Times охарактеризовала Роберта Уилсона как «выдающуюся личность в области экспериментального театра». Работы Уилсона – это сочетание самых разнообразных жанров и приемов, которые сливаются в единое целое: движения, танец, свет, дизайн мебели, скульптура, музыка и тексты.
Его эстетически потрясающие образы несут мощный эмоциональный заряд. Его постановки получили признание зрителей и критиков по всему миру. Его знаки отличия и достижения едва ли поддаются исчислению: две награды Содружества Музеев Guggenheim (’71 и ’80), награда Содружества Фонда Рокфеллера (’75), номинация на Пулитцеровскую премию в драматическом искусстве (’86), «Золотой лев» за скульптуру, представленную на Венецианской биеннале (’93), приз Дороти и Лилиан Гиш за служение искусству (’96), «Премия Европы» от Таормина (’97), членство в Американской академии искусств и литературы (’00), Национальная художественная премия за достижения в области искусства (’01) и звание Командора Национального Ордена за заслуги в области литературы и искусства (‘02).
У себя на родине, в Вако, штат Техас, Уилсон получил образование в Техасском Университете и в 1963 году приехал в Нью Йорк, чтобы поступить в Институт Пратта в Бруклине. Вскоре Уилсон начинает сотрудничать со своей школой Byrd Hoffman School of Byrds, в результате чего появляются его первые знаковые работы, в том числе «Король Испании» (’69), «Взгляд глухого» (‘70), «Жизнь и время Иосифа Сталина» (‘73) и «Письмо королеве Виктории» (‘74). Став лидером процветающего на Манхэттене авангарда, Уилсон переключил свое внимание на крупномасштабные оперные постановки и, совместно с Филиппом Глассом, создал монументальное произведение «Эйнштейн на пляже» (‘76), которое заполучило мировое признание и раздвинуло общепринятые рамки, казалось бы, отжившей своей век формы театральных представлений.
После постановки «Эйнштейна...» Уилсон углубился в работу с европейскими театрами и оперными домами. В сотрудничестве со всемирно известными писателями и постановщиками Уилсон создал значительные произведения, которые регулярно принимали участие в фестивалях в Зальцбурге и на Осеннем фестивале в Париже, и в театрах «Шаубюне» в Берлине и «Талия» в Гамбурге. В «Шаубюне» Уилсон создал Death Destruction & Detroit (‘79) и Death Destruction & Detroit II (‘87); в театре «Талия» представил разрушающие все каноны жанра музыкальные работы «Черный всадник» (‘91) и «Элис» (‘92). Его яркий формальный язык также нашел применение
в постановках из оперного репертуара: «Парсифаль» в Гамбурге (91) и Хьюстоне (92), «Волшебная флейта» (‘91), «Мадам Баттерфляй» (‘93) и «Лоэнгрин» в Метрополитен опера в Нью Йорке (‘98). Недавно Уилсон завершил работу над совершенно новой постановкой, в основу которой легла эпическая индонезийская поэма под названием I la Galigo. Она объехала полмира и появилась на фестивале в Lincoln Center летом 2005.
На творческом пути Уилсона встречались самые разнообразные, но одинаково признанные художники, писатели и музыканты. Особенно примечательно его тесное сотрудничество с немецким драматургом Хайнером Миллером, с которым они работали над секцией «Гражданских войн» (1984), спектаклями «Гамлет машина» (1986) и «Квартет» (1987). С певцом Томом Уэйтсом и писателем Уильямом Берроузом Уилсон создал крайне успешную постановку «Черный всадник: литье волшебных пуль» (1991). С Дэвидом Бирном Уилсон ставил The Knee Plays из «Гражданских войн» (1984) и позже «Лес», в честь 750 летия Берлина (1988). Маэстро довелось работать с поэтом Алленом Гинзбергом над проектом «Призывы гражданина мира» (1988) и с художником-постановщиком Лори Андерсен над Уилсоновской адаптацией «Алкестиды Еврипида» (1986). Писательница Сюзан Сонтаг присоединилась к Уилсону для создания Alice in Bed (1993), и вместе они создали произведение под названием
«Женщина с моря» (1998) с актрисой Доминик Санда в главной роли.
Продолжительная совместная работа с выдающейся оперной исполнительницей Джесси Норманн началась с Great Day in the Morning это произведение было впервые представлено в Париже в 1982 году, и продолжилась постановкой и съемкой работы, основанной на цикле песен Шуберта «Зимний путь» в 2001. Одно из последних достижений Роберта Уилсона и Тома Уэйтса гастролирующая по всему миру адаптация «Войцека» Бюхнера для копенгагенского театра Бетти Нансен.
Последние работы Уилсона «Кольцо Нибелунгов» Вагнера с дирижером Кристофером Эшенбахом (2005 2006) и «Страсти по Иоанну» Баха, премьера которой состоялась в 2007 году в парижском театре Шатле. Уилсон продолжает возрождать свои наиболее удачные постановки, в том числе, «Черного всадника» в Лондоне, Сан Франциско и Сиднее; «Искушение святого Антония» в Нью Йорке и Барселоне, «Ожидание» в Берлине, «Мадам Баттерфляй» в Большом театре в Москве и «Кольцо Нибелунгов» Вагнера в Шатле в Париже.
Работы Уилсона в сферах изобразительного искусства, дизайна мебели, а также его рисунки и инсталляции выставлялись в музеях и галереях по всему миру. Обширные ретроспективы были представлены в Центре Помпиду в Париже и Бостонском музее изящных искусств. Его инсталляции возводились в музеях Стеделик в Амстердаме, лондонском Клинке и музеях Гуггенхайма в Нью Йорке и Бильбао. Недавно экспозиция Уилсона «Подношение Исаму Ногучи» была представлена в Художественном музее в Сиэтле, а его инсталляция ретроспективы Джорджо Армани, созданная для Музея Гуггенхайма, демонстрировалась в Лондоне, Риме и Токио.
Каждое лето Уилсон встречает студентов и профессиональных художников со всего мира в рамках международной летней программы по искусству в Центре Вотермилл (Watermill Center) на восточном Лонг Айленде в междисциплинарной лаборатории искусств и гуманитарных наук. В июле 2006 на территории Центра Вотермилл
было построено новое здание, в котором предусмотрены помещения для репетиций, общежития и введен круглогодичный план занятий.