Сильви Гиллем
Фестиваль «Золотая маска» везет в Москву знаменитый спектакль «Push» и его главную героиню Сильви Гиллем — строптивую и красивую балерину 44-х лет, которая и думать не готова о том, чтобы покинуть сцену.
Сильви Гиллем называют за глаза Мадемуазель Non. Она славится строптивым характером и умением добиваться астрономических гонораров. При этом не стесняется признаваться: карьеру она строила, постоянно преодолевая врожденные страх и застенчивость. Нам же думается, что немалую роль в ее судьбе сыграли счастливые случайности. И балет «Push», прославивший француженку на весь мир, кстати, результат одной из них. Рассела Малифанта, постановщика спектакля, который с 2005 года собирает аншлаги в стенах театра Sadler’s Wells, она сама же и открыла: увидела его в маленьком зале, где-то на задворках Лондона, и предложила сотрудничество.
В детстве, почти случайно, Сильви оказалась на балетном спектакле в Гранд-опера. Девочке тогда прочили судьбу чемпионки по спортивной гимнастике, а она, проснувшись утром, объявила родителям, что хочет стать балериной. Кажется, в тот момент она впервые сказала «нет». Окончив Балетную школу Гранд-опера, Гиллем поступила в кордебалет. Она еще не понимала, насколько отличается от остальных танцовщиц. Занятия гимнастикой превратили ее тело в хорошо отлаженный механизм. И подарили удивительную легкость. Обычно балерины перед тем, как встать на пуанты, делают крошечную паузу. Гиллем поднимается на носки так же естественно, как дышит. Это поразило Рудольфа Нуреева, который позже расскажет, что увидел в ней сильного звереныша, который живет, повинуясь только собственным инстинктам. Он сделал ее самой молодой этуалью - превратил из Золушки в принцессу. Кстати, балет «Золушка» Нуреев поставил специально для Гиллем. В его версии, молоденькая актриса, мечтающая сняться в кино, в конце концов становится звездой Голливуда.
Нуреев был деспотом, но и Гиллем оказалась не сахар. Золушка взбунтовалась: сравнив судьбу балерины с жизнью куклы в коробке, она станцевала напоследок в «Жизели» (спектакль был приурочен к юбилею хореографа) и ушла в Ковент-Гарден к Уильяму Форсайту. Многие считали, что карьера балерины окончена, но тут случилось чудо - современный танец помог Гиллем еще полнее раскрыть ее возможности. С тех пор она все чаще стала говорить «нет» - тогда и получила свое прозвище. Другое дело, что отказ жить по чужим правилам пошел балерине только на пользу: теперь у нее самая большая гримерка в Ковент-Гарден, и она может позволить себе любой профессиональный каприз - например, отказаться от уже сшитого костюма, если ей неудобно в нем танцевать.
Какая она на самом деле? Сильви Гиллем утверждает, что этого не знает никто. На сцене ей хочется дразнить и провоцировать зрителей, а выйдя на улицу, она меняется до неузнаваемости. Часто люди, столкнувшиеся с балериной в дверях театра, даже не догадываются, кого они видят. В свои 44 года Гиллем находится на пике карьеры, и ее тело по прежнему совершенно. Она пока не знает, чем займется, когда перестанет танцевать. Ей не хочется создавать труппу, поскольку это связано не только с творческими, но и с хозяйственными проблемами. Педагогика ее тоже не привлекает. Но скорее всего, Сильвия не паникует: просто ждет очередного счастливого случая.
Степан Поляков
Опубликовано в №6 (11-22 февраля 2009 года)