Светлана Адырхаева
«Светлана Адырхаева - балерина исключительно широкого творческого диапазона. Конечно, ей всегда близки лирика, героика, трагедия - будь то Мехменэ Бану, Хозяйка Медной горы, Эгина. Но она столь же выигрышно показывалась в комедийных спектаклях - от "Любовью за любовь" (Беатриче) до "Чиполлино" (Магнолия). Ее интерпретация ролей Одетты-Одиллии, Китри, Принцессы Флорины, а также заглавной партии в балете "Жизель", воплощенной на сцене Самарского театра оперы и балета, чрезвычайно интересны органичным сочетанием особенностей ленинградской и московской исполнительской школ. Безупречный академизм танца, чеканные линии и точеные формы, строгость вкуса гармонически соединяются с мощной экспрессией, подлинным актерским темпераментом и масштабностью большого стиля. Вот почему Адырхаева занимает достойное, принадлежащее ей по праву место среди самых ярких и значительных звезд Большого театра» (икусствовед Елена Луцкая).
Биография:
Родилась 12 мая 1938 г. в селе Хумалаг в Северной Осетии. В 1955 г. окончила Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета имени А. Я.Вагановой), где занималась у Варвары Мей (младшие классы) и Елены Ширипиной. В 1955-58 гг. танцевала в труппе Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени М. И.Глинки, где дебютировала в партии Одетты-Одиллии ("Лебединое озеро" П. Чайковского, хореография В. Бурмейстера, редакция Н. Трегубова), в 58-60 гг. - в Одесском государственном академическом театре оперы и балета.
В 1958 г. выступив в партии Одетты-Одиллии на гастролях в Москве, Светлана Адырхаева стала лауреатом I премии Всесоюзного фестиваля музыкальных театров.
В 1960 г. блестяще выступила в Москве в рамках Декады литературы и искусства Северной Осетии и получила приглашение исполнить партию Одетты-Одиллии в Большом театре.
С 1960 г. по 88-й была солисткой балетной труппы Большого театра. Исполняла ведущий репертуар. Особенно ей удавались роли с восточным "колоритом", требующие драматической выразительности исполнения. Коронными ее партиями стали Мехменэ Бану и Эгина.
В 1980 г. окончила балетмейстерское отделение Государственного института театрального искусства имени А. В.Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства), где в 1978-81 преподавала методику классического танца.
В 1995-2001 гг. преподавала классический танец в Академии хореографии Нового гуманитарного университета Наталии Нестеровой.
С 2001 г. является балетмейстером-репетитором Большого театра. Под ее руководством репетируют Анна Антоничева, Анастасия Яценко, Анна Леонова, Екатерина Крысанова, Юлия Гребенщикова, Ольга Стеблецова, Анастасия Сташкевич, Ирина Яценко. Ведет класс.
Основной репертуар:
Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро" П. Чайковского, хореография А. Горского, М. Петипа, Л. Иванова, А.Мессерера, 1960 г. )
Уличная танцовщица ("Дон Кихот" Л. Минкуса, хореография А. Горского, 1960 г. )
Зарема ("Бахчисарайский фонтан" Б. Асафьева, хореография Р. Захарова, 1962 г. )
Гаянэ ("Гаянэ" А. Хачатуряна, хореография В. Вайнонена, режиссер Э. Каплан, 1962 г. )
Осень ("Золушка" С. Прокофьева, хореография Р. Захарова, 1963 г. )
Хозяйка Медной горы ("Каменный цветок" С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича, 1963 г. ) Мехмене Бану ("Легенда о любви" А. Меликова в постановке Ю. Григоровича, 1965 г. )
Фея смелости ("Спящая красавица", хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича, 1963 г. )
Принцесса Флорина, Фея бриллиантов ("Спящая красавица", 1964 г. ) Повелительница дриад ("Дон Кихот", 1964 г. )
Эгина ( "Спартак" А. Хачатуряна в постановке Ю. Григоровича, 1968 г. )
Китри ("Дон Кихот", 1972 г. ) Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро" в редакции Ю. Григоровича, 1975 г. )
Беатриче ("Любовью за любовь" Т. Хренникова в постановке В. Боккадоро, по мотивам комедии "Много шума из ничего", 1976 г. )
Магнолия ("Чиполлино" К. Хачатуряна в постановке Г. Майорова, 1977 г. )
Фрейлина "Подпоручик Киже" на музыку С. Прокофьева, хореография А. Лапаури и О. Тарасовой, 1977 г. )
и другие партии
В 1962 г. стала первой исполнительницей в Большом театре партии Солистки в хореографическом номере "Вальс-каприс", вошедшем в программу "Русские миниатюры" на музыку А. Алябьева, М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Лядова, П. Чайковского, хореография В. Варковицкого).
Гастроли:
В 1964 г. исполняла партию Феи Драже ("Щелкунчик" П. Чайковского, хореография В. Вайнонена) в спектаклях труппы Фестивальный балет (Лондон).
В 1965 г. - партию Одетты-Одиллии в Туркменском театре оперы и балета им. Махтумкули, в 1971-м - эту же партию в Челябинском театре оперы и балета, где в 1976 г. также выступила в партии Китри.
В 1979 г. на нее была поставлена партия Чабахан в балете "Хетаг" Д. Хаханова в Северо-Осетинском музыкальном театре (хореография А. Закалинского).
В 1985 г. танцевала заглавную партию в балете "Жизель" (хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа, редакция А. Шелест) с труппой Куйбышевского театра оперы и балета (ныне Самарского).
В 1977 г. совместно с мужем А. Закалинским поставила на сцене Челябинского театра оперы и балета Гран па из балета "Пахита".
В 1991-96 гг. была художественным руководителем (совместно с Закалинским) Театра балета Светланы Адырхаевой.
Награды
1960 г. - Орден "Знак Почета". 1976 г. - Орден Трудового Красного Знамени. 1984 г. - звание "Народная артистка СССР". В 2001 г. имя Светланы Адырхаевой было присвоено Владикавказской балетной школе-студии.
по материалам «Большого Театра» http://www.bolshoi.ru/