Родился в Москве. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу дирижирования. В 23 года одержал победу на конкурсе дирижеров Герберта фон Караяна в Берлине. С 1977 года – дирижер Кировского театра (Мариинского), а в 1996 году стал главой прославленного коллектива.
Свою деятельность в Мариинском театре успешно совмещает с руководством Роттердамским филармоническим оркестром (с 1995) и несколькими фестивалями, среди которых "Звезды белых ночей" (Санкт-Петербург), Роттердам Филармоник - Гергиев Фестиваль (Роттердам), Киров-Филармония (Лондон) и Московский пасхальный фестиваль. C 1997 главный приглашенный дирижер «Метрополитен Опера» (Нью-Йорк). С 1 января 2007 года Валерий Гергиев назначен главным дирижёром Лондонского симфонического оркестра.
Дирижер создал уникальную антологию записей русской музыки, многие из которых удостоены престижных наград.
4,0
Уникальный фильм, снятый в питерском Эрмитаже за полтора часа и с одного дубля. Александр Сокуров рассказывает о главном российском музее как вместилище многовековой истории страны
Германия, Дания, Канада, Финляндия, Россия, Япония, 2002
3,0
Два лауреата прошлогодней «Золотой маски» – режиссер Дмитрий Черняков и художник Зиновий Марголин – объединились и поставили в Мариинском театре «Тристана и Изольду». Результат их работы приезжает на «Маску» нынешнюю. За пультом - Валерий Гергиев, который принципиально не участвует в конкурсе. Точного повторения быта и обычаев средневековых кельтов, о которых, собственно, и повествовал Вагнер, здесь не будет, - Изольда и Брангена Дмитрия Чернякова плывут в каюте современного, начиненного электронной техникой, корабля. Тайное свидание Тристана с Изольдой происходит в гостиничном номере. Их любовный дуэт – самый длинный и самый трудный для певцов во всей истории оперного театра – звучит на фоне ночного мегаполиса.
Далеко не всем по вкусу подобные перелицовки канонических сюжетов. Если ты не принимаешь условия игры, то пять часов ерзаешь в кресле и пытаешься решить вопрос: как все-таки увязать проблемы древних героев со случившейся во второй половине XX века сексуальной революцией? Но таковы уж правила: ставить оперы в историческом антураже сейчас решительно не принято. Рецепт утерян, секрет забыт. Приходится искать новые формы. И именно они становятся главным событием музыкальной «Маски».
14 апреля. Новая сцена Большого театра. (Дмитрий Абаулин, журнал «Ваш Досуг», 7.04.06)