Василий Бархатов
Самый молодой оперный режиссер в России.
Василий Бархатов родился 29 июля 1983 года в Москве. В 2005 году окончил ГИТИС, факультет музыкального театра, кафедра режиссуры и мастерства актера музыкального театра (мастерская Р. Я. Немчинской).
В Москве Бархатов известен постановками: «Разбойники» по Шиллеру в Театре им. Пушкина и «Летучая мышь» в Большом театре. Сейчас режиссер репетирует оперу «Мертвые души» Родиона Щедрина в Мариинском театре.
«Работать интереснее с мастерами. Хотя я им не всегда отваживаюсь сказать, что мне от них нужно. Стараюсь обходными путями заставить этого уважаемого пожилого человека самого предложить мне то, что я от него хочу. И если мне хочется, чтобы он, предположим, покакал прямо на сцене, то я вожу его вокруг да около, пока он не предложит: „Слушайте, а может, мне сесть и покакать?“ И я кричу: „Потрясающе, какая гениальная идея!“ С молодыми зато проще разговаривать, они сами настроены на какую-то новость».
«Я понял, какой хочу театр, когда увидел спектакли Конвичного, Чернякова, Серебренникова (хотя его первые постановки, конечно, были экспортированы с Запада: как если бы концерн «Рено» открыл представительство в столице), Марталера, Персеваля. После премьеры «Разбойников» Максимилиан Немчинский, супруг Розетты Яковлевны и соруководитель курса, сказал мне: «Я думал, что Вася русский режиссёр, а он оказался немецким режиссёром».
«Я не стремлюсь сознательно фраппировать публику, выводить её из благостного состояния. Эпатаж мне не нужен. Но, с другой стороны, возмущение и болевой шок рождают очищенное мировосприятие. Если открыть занавес, хорошенечко отхлестать публику по щекам, а потом заговорить с ней о высоких материях, эффективность этого разговора будет куда более сильной. Так проще прочистить сознание, вывести из него всякую муть. У нас публика чаще всего приходит в театр с чёткой предустановкой, каким должны быть „Евгений Онегин“ или вот „Разбойники“. Но эти представления не имеют к искусству никакого отношения. А вот когда открывается занавес, и люди не знают, с какой стороны подступиться к тому, что они видят — это настоящий театр».
«Если только говорить про эпатаж как про попытку привнесения чего-то нового. Даже, возможно, не эпатаж, а определенная жесткость по отношению к зрителю. Зритель очень ленивый, неохотно идет навстречу, не хочет, чтобы ему лезли в душу. Он все хочет сделать развлекательным. И самое дикое, что так и происходит. Это такой глобальный адский entertainment, который навис над человечеством. Ты начинаешь говорить со зрителем серьезно, а он воспринимает это как прикол. И ты тогда понимаешь, что надо говорить с ним цинично. И тогда люди начинают напрягаться. И эпатаж — попытка их иногда встряхнуть. Как экзальтированная женщина, которой плохо, и нужно ей дать стакан воды. А потом этим же стаканом воды — по башке, чтобы она хотя бы на мгновенье пришла в себя, и чтобы ты в эту долю секунды успел сказать ей что-то важное».
фото: ИТАР-ТАСС