Юрий Пименов
Родился в семье юриста. Учился во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские, 1920-1925) у С.В.Малютина, В. А. Фаворского, В. Д. Фалилеева. Был одним из членов учредителей ОСТа (1925).
В ранний период заметно влияние немецкого экспрессионизма («Инвалиды войны», 1926, Русский музей; «Даешь тяжелую индустрию!», 1927; «Солдаты переходят на сторону революции», 1932, обе — в Третьяковской галерее), потом – обновленного импрессионизма. То, что у другого художника могло каким-нибудь пафосным «Выездом жены наркома», у Пименова превратилось в «Новую Москву» (1937, там же) с прекрасной незнакомкой, ведущей свой открытый автомобиль по центру столицы.
Пименов стал одним из значительных русских сценографов середины XX в.: он работал для Малого («Волки и овцы» А. Н. Островского, 1941), Ленкома («Сирано де Бержерак» Э.Ростана, 1943) и других театров. Черты «Пименова-экспрессиониста» вновь, хотя и в значительно смягченной форме, проступили в его тревожных полотнах военных лет («Следы шин», 1944; там же; и др.). За свои театральные работы был удостоен Сталинских премий 1947 и 1950.
И, наконец, наиболее известные послевоенные живописные циклы: натюрморты «Вещи каждого дня» (1959), особенно «Новые кварталы» (1963-1967; Ленинская премия 1967) – мажорно-лирические картины-новеллы, ярко отразившие настроения политической «оттепели».
Пименов также издал ряд очерковых книг («Искусство жизни или «Искусство ничего»,1960; «Необыкновенность обыкновенного», 1964; «Новые кварталы», 1968; и др.).
Умер в Москве.