Жозеф Надж
В 1986 году он собрал труппу и «испек» знаменитую «Утку по-пекински». Спектакль-воспоминание о родном городке патентовал собственный почерк Наджа: умение растворять танец в театральном действии. Названия спектаклей («Семь шкур Носорога», «Лестницы Орфея», «Ветер в мешке», «Короткий утренний псалом») и имена Борхеса и Кафки, к чьим книгам он любит выстраивать параллельную хореографическую реальность, равно говорят о буйной фантазии и интеллектуализме постановщика.
С 1995 года Надж руководит Национальным хореографическим центром в Орлеане, занимаясь кучей всевозможных проектов – от ежегодного фестиваля танца «Поперечные дороги» до «ликбезовских» программ для студентов университета.
Если сравнивать Наджа с коллегами по хореографическому цеху, то только со знаменитым Иржи Киллианом, который, не выходя за рамки академического балета, сделал в нем «все не так». Надж обрушивает на сцену тьму идей. Его спектакли – это конспекты, которые другие хореографы могли бы развернуть на пять-шесть балетов.
При этом Надж не заботится, успеет ли зритель все переварить: у него здоровенные дядьки-мясники ловко танцуют па-де-катр, чудаки в шляпах зависают на стене параллельно полу, а картонный замок Кафки таскают на веревочке.
Именно «Полуночники» по Кафке взбудоражили в позапрошлом сезоне Москву и получили «Золотую Маску» за «Лучший гастрольный спектакль, показанный в России» (нарушив литовскую монополию на эту премию, которую исправно получали то , то .)