ПОИСК

Главные события культуры

Юрий Муравицкий: «К юмору нужно относиться очень серьезно»

О независимом театре, смеховой культуре и кривлянии на сцене.

От «Простых вещей» до «Сибирь. Монамур».

Подкаст – настоящий гид-путеводитель о самых неожиданных, редких и удивительных музеях-домах и квартирах Москвы.

В Москве состоялась премьера Мобильного Художественного Театра.

Что значит принцип people first? Зачем нужно инклюзивное образование? Как инклюзивность повлияла на мировую культуру? Спецпроект «Вашего Досуга» и Adidas.

Жан-Люк Годар: «Все, что я знал о жизни, я узнал благодаря кино»

Перевод интервью 1962 года: ответственность за себя, работа с актерами и планы на будущее.

Коротко и ясно: 5 отличных российских короткометражных мультфильмов последних лет

Снимать короткий метр сложно. Снимать короткометражную анимацию ещё сложнее. А уж писать про неё — почти невыполнимая задачка: чтобы раньше времени не раскрыть карты, не помешать восприятию, не сболтнуть лишнего.

С 1 по 6 ноября в Москве состоится III детский фестиваль современного искусства «Территория.Kids». В его программу вошли лучшие спектакли со всей России, мастер-классы, творческие встречи и спецпроекты для детей и подростков.

45-й Московский Международный кинофестиваль завершился в Москве в конце апреля. Рассказываем, какие фильмы обратили на себя больше внимания.

Откуда кофе родом? Как он повлиял на нашу культуру? Как научиться заваривать кофе и стать бариста? Рассказываем в спецпроекте с компанией Paulig.

10 лент о тех, кто играл и играет музыку.

Спецпроект «Вашего Досуга» и Итальянского института культуры: о «Божественной комедии», биографии Данте и его влиянии на мировую культуру.

О своих методиках, проектах, ответственности перед зрителями, отношении к смерти и российским законам.

Перевод интервью 1979 года — о старости, феминизме и «Городе женщин».

Театровед и критик — о местах детства, переработках и о том, как прийти к театру через русский рок.

Актер рассказал о спектакле «Сын» и работе с Юрием Бутусовым.

Отказ от исторической правды, театр памяти и язык символизма — рассказ об одном из главных постмодернистов прошлого века.

Самые популярные материалы
InnerVIEW
В фокусе
Отзывы пользователей
Ольга Ольга сегодня, 12:02
Заячий стон Театр
Заячий стон

Посмотрела новую премьеру "Маршрут перестроен". Ребята, однозначно вышли на новый уровень: на сцене появились электрогитары, ударная установка, профессиональные музыканты очень органично влились в квартет.
Фабула спектакля в спонтанной поездке четырех случайно знакомых людей по маршруту, проложенному навигатором к Счастью.
По дороге на поверхность всплывают много внутренних ограничений. Парень хотел с детства стучать на барабанах. Но мама, наставляла на путь истинный, хотела как лучше: «иди в институт, учись на юриста» и т д и вот человек вырос, но, как говорится, не на стучался, и эта тяга продолжает тлеть внутри. Но, мама, мама против. И вот, где-то в дороге, он вспоминает, что давно не говорил с мамой, набирает номер и там, незнакомый голос сообщает, что поговорить не получится уже никогда. И вот, казалось, бы: стучи - не хочу, но выясняется, что стучать уже не хочется.
В этом спектакле искренности и глубины, больше, чем в предыдущих. От комедий ребята идут к таким ироничным философским притчам.
Абсолютно покорил финал, видно было, что квартет очень кайфует от процесса, и кайф этот переваливает рампу и захлёстывает партер!

М Годлевская вчера, 11:58
Театр Российской Армии Театр
Театр Российской Армии

Созданный в 1930 году, театр стал ярким образцом отечественного искусства сцены.

В конце января 2025 года театральный мир буквально взорвала премьера в Театре Российской Армии. Спектакль "Роман" искушенные театралы и рядовые зрители ждали задолго до его выхода, и все билеты на ближайшие показы расхватали как горячие пирожки сразу, как они появились. Рвение такое вполне объяснимо, ведь, помимо нестандартного угла зрения на известный роман Булгакова "Мастер и Маргарита" и масштабности постановки, на сцене под маской Воланда скрывается Александр Домогаров, а за капюшоном Понтия Пилата - Максим Аверин. Но сюрпризы не закончились и на этом, и дальше я о них расскажу.

Говоря о "Мастере и Маргарите", все стандартно сразу вспоминают Аннушку с маслом, бал Сатаны, Аттракцион невиданной щедрости и другие мистические и юмористические эпизоды произведения на фоне противоречивого советского периода. А говоря о "романе", скорее представляют любовную линию Мастера и Маргариты, нежели недописанную книгу с библейской историей в руках у Мастера. Однако, мало кто задумывается, что линия Понтия Пилата и предательства Иешуа является столь же важной частью произведения - противовесом добра и зла на весах романа Булгакова. Две истории (материальная и духовная), две стороны произведения, сплетенные словно Инь и Ян в одно целое из двух половинок, где зло проникает на светлую сторону, а добро - на темную. Режиссер-постановщик и автор инсценировки народный артист России Александр Лазарев для постановки выбрал духовную сторону и начал свой рассказ с желаний Маргариты, появления Мастера и его сгоревшей рукописи, ведь "рукописи не горят!"

Когда я вошла в зал, в глаза сразу бросились декорации, расположенные в левой половине сцены, правая была абсолютно пуста. В первые же секунды спектакля на сцене появились Воланд (Александ Домогаров), Азазелло (Сергей Федюшкин), Коровьев (Роман Радов), Гелла (Валерия Мисанова), Бегемот (Андрей Кочинов) и Маргарита (Екатерина Шарыкина). Правда, Воланд сидел спиной к сцене, а вот все внимание притягивали к себе красавицы Маргарита и Гелла, а также забавный Бегемот. Но когда я увидела Домогарова, я была поражена. Нет, это не дерзкий насмешливый ожесточенный юркий бес, которого я привыкла видеть в постановках по "Мастеру и Маргарите". Это умудренный опытом и до кончиков пальцев пропитанный скептицизмом Князь Тьмы. Не могла сказать, что за гримом не узнала Домогарова, но грим невероятно изменил его, это потрясающая работа гримера. Кот, кстати, тоже сказочно хорош и похож на меня своим подбородком. Позже на сцене появился и сам Мастер (Константин Днепровский).

Герои выходили в центр зала, но уходили влево. Любопытство к расположению декораций разбирало меня все больше. Однако, я помнила, что "Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов", и по взмаху Воланда пространство раздвинулось во все стороны, пропали стены. Перед зрителями появился огромный валун на фоне огромной полной Луны, стоящий на более остром своем краю, а внутри него выемка, в которой сидел Понтий Пилат (Максим Аверин). Вокруг стояли стражники. Сцена покрылась туманом. Честно говоря, впервые увидела Аверина в спектакле, и поражена до глубины души его талантом, его погружением в роль. Совершенно не представляла его в роли Понтия Пилата, но как же я ошибалась. По мере развития сюжета перед нами появились Иешуа (Дмитрий Ломакин), Левий Матвей (Александр Рожковский), Марк Крысобой (Тимур Орагвелидзе), Иуда (Иван Гришенков). Отдельно хочу отметить Афрания, которого сыграл Николай Козак, очень я люблю этого актера. А также, в Каифе наперекор программке я узнала Андрея Кайкова, что считаю большой неосторожностью - не должен актер, исполняющий комические роли, играть в настолько серьезном спектакле.

Все последующее действие происходило по центру практически пустой сцены, что сделано очень разумно - визуал не отвлекал от текста, внимание фокусировалось на главном действии. Несколько раз на сцене появлялся кабинет Мастера, чтобы напомнить, что мы смотрим, как он пишет роман, а Маргарита помогает ему. А в одном из эпизодов на сцену четыре всадника выехали на четырех настоящих лошадях. Зрители начали громко восхищаться, но их неуверенные возгласы быстро затихли - сцена была слишком трагической, а действие - грандиозным. Лошади на сцене, это же уму непостижимо!!! А какую невероятную арию исполнило трио в момент, когда Иешуа сняли с креста... На протяжении всего спектакля было несколько моментов, которые режиссер сделал такими мощными, эмоциональными, я бы сказала, колючими, что сердца зрителей колотились, а по коже их бегали мурашки. Одна из таких сцен - освобождение Фриды от ежедневного выноса ей платка. Другая - казнь Иешуа. Последняя - освобождение Понтия Пилата от его вечных мук. Мне кажется, здесь все три сцены об освобождении: грешницы от наказания, святого от мук, которым его подвергали другие, и обычного человека, не способного на что-то повлиять, от его собственной тюрьмы из мук совести.

Появление третьих декораций было похоже на развержение земли: скрежет металла, непонятные конструкции, под которыми виднелась пустота, наполненная непроглядным туманом, вокруг тьма. В центре мы снова увидели Понтия Пилата, по сторонам на конструкциях на него словно в бездну Ада смотрели Воланд и Мастер с Маргаритой. "(...) не нужно просить за Понтия Пилата, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремился разговаривать", - камень раскалывается, луч света касается прощенного Понтия Пилата, я плачу... Каждое слово и каждое движение Максима Аверина цепляет за душу, его персонажу веришь, даже забыв на время, что это театр. А дальше... нет, не занавес, а возвращение в квартиру Мастера и Маргариты, которых дома почему-то нет... Или, быть может, это вовсе и не их квартира, а отсылка к дню сегодняшнему, к каждому из нас. И сегодня каждый из нас должен сделать правильный выбор, на чьей же мы стороне, чтобы потом вечность не молить о свободе... "Как мало", - говорит Понтий Пилат, сидя на краю сцены и бросая мешочек с тридцатью сребрениками, полученными Иудой за предательство Иешуа. Так же и мудрый Афраний избавляется от золотой цепи, подаренной за убийство Иуды. "Так мало... стоит ли оно того?", - часто ли люди спрашивают себя об этом сегодня?

Какая сильная режиссура, какие мощные спецэффекты сопровождают весь спектакль: гром и молния, великолепная работа со светом, музыкальное сопровождение, вставки с кордебалетом из молодых и совсем юных танцоров, туман, - все это делает спектакль поистине грандиозным, мощным, эмоциональным, неповторимым и незабываемым! В постановке хоть и немного декораций, но они очень красивые и качественные: и роскошный интерьер комнаты, где Воланд разговаривал с Маргаритой, и финальные махины, и скромный каменный холм. Отдельно хочется поблагодарить художника-постановщика и художника по костюмам Ольгу Никитину, композитора заслуженного артиста России Николая Парфенюка, художника по свету Евгения Виноградова, хореографа Михаила Колегова. Без тяжелой работы этих талантливых людей постановка не была бы такой масштабной, невероятной, совершенно поразительной!

Спектакль длится два с половиной часа, включая антракт, но время пролетает незаметно. Ни первое, ни второе действие я не отводила глаз от сцены, это просто невозможно сделать. Театр Российской Армии своим премьерным спектаклем "Роман" произвел настоящий фурор. В зале не было свободных мест, на поклонах артистам аплодировали стоя. Побольше бы таких шикарных спектаклей на сценах ведущих московских театров! Постановка воодушевляющая, проникновенная, философская заставляющая о многом задуматься, о чем в наше время многим было бы полезно. Моя личная настоятельная рекомендация. Браво!

Рецензии
  • Театр

    Соло Акрама Хана, названное последним и предваряющее осеннюю программу фестиваля «Территория».

    Балет

  • Театр

    Капсула времени закопана в Квебеке и вскрытая спустя двадцать лет в Москве.

    Драма

  • Театр

    Диалог актера и ассистента режиссера на Чеховском фестивале.

    Драма

  • Театр

    Один из четырех самых красивых мужчин Древнего Китая на Чеховском фестивале.

    Опера

  • Кино

    Итан Хоук грабит банк так, как романтик ухаживает за девушкой на первом свидании.

    Канада, США, 2018, Криминал, Драма, Комедия