Спектакль Записные книжки
Трогательная инсценировка записных книжек Антона Павловича Чехова.
Перед зрителем — своеобразная внутренняя лаборатория писателя и драматурга, многие замыслы которого не были воплощены в сочинениях, но сохранились в его дневниках. Это попытка объясниться в любви тому, что для Чехова было святая святых, — к его записям, в которых четко прослеживается идея будущего России и судеб отдельных ее представителей. Холостяки и артисты, экзальтированные дамы и приторные семейные пары, барышни и чиновники, художники и их критики, доктора и официанты, — перед зрителями галерея чеховских персонажей, сколь реальных, столь и надуманных. Все они сидят на веранде за длинным столом и ведут пустые разговоры о любви и смерти. Однако ж сколько во всем этом красоты, обания и мудрости.
Спектакль порадует всех, — и ретроградов от искусства, и просто случайно купивших билет в чудный театр Сергея Женовача.
Отзывы о «Записные книжки»
ак много я ожидала от спектакля "Записные книжки" по А.П. Чехову, а на деле вышло так легко, что даже пусто. По отдельности все хорошо: и пространство и музыка и актёры и мысли Антона Павловича, а вот спектакля, на мой взгляд, не получилось. При всей любви к СТИ ушли в антракте
Любопытно было посмотреть на театральную постановку, имеющую в основе своей записные книжки Чехова, сырой необработанный материал, который есть, наверное, у каждого писателя, обрывки фраз, сценки, наблюдения, все то, из чего потом он черпает что-то для литературного произведения любой формы. Московский драматический театр под руководством Сергея Женовача "Студия театрального искусства" взялся за эту нелегкую задачу впервые.
Режиссер спектакля и руководитель театра Сергей Женовач: "Это мысли без начала и конца, они как будто растворяются в воздухе, они как будто ищут свой дом, пристанище, это мысли в поисках своего произведения. Наш спектакль — это попытка объясниться в любви тому, что для Антона Павловича было святая святых, что он никому не показывал"
Сценография интересная, вся сцена - это длинный стол, заполняющий все пространство, и уже перед началом действия около двадцати актеров сидят за столом и бесшумно общаются, выпивают и закусывают, ну а с началом спектакля появляется звук, и записные книжки оживают. Застолье трансформируется, то это чествование успешного актера, то свадьба, а то и похороны. Много водки, вина, и в очередном очень пьяном застолье подвыпившими или напившимися людьми озвучиваются заметки-наблюдения Чехова. Актеры не сидят статично за накрытым столом, персонажи уходят танцевать или пройтись, поэтому сценки разыгрываются в разном составе, то вдвоем-втроем, то всей труппой. Вот такое вот непрерывное застолье, Чехов, доведенный до абсурда, философия, пьяные реплики, анекдоты, шутки и пронзительная русская тоска.
Радует свежесть и молодость талантливых актеров, еще недавно игравших на сцене учебного театра ГИТИС, а теперь составляющих основную труппу театра. Ярко, проникновенно, искренне. Зрителю не дают заскучать и в фойе, где играет живой оркестр, а в антракте те же актеры неутомимо танцуют и веселятся.
Еще в первом действии из однородной на первый взгляд массы персонажей начинают выделяться Молодой Литератор (Андрей Шибаршин), и зритель слышит из его уст не только фразы из записных книжек, но и реплики Кости Треплева, хотя, возможно, Антон Павлович и их записывал в свои наброски - и Артист Тигров (Даниил Обухов). Артист большей частью фиглярствует и острит, Литератор же, напротив, искренне и страстно говорит о будущем России и роли интеллигенции. Хорош образ и Путешествующего (Григорий Служитель), который на протяжении первого действия ходит по залу к сцене в дорожном плаще и с чемоданом, расширяя тем самым сценическое пространство.
Женские образы красивы и пустоваты, мужчины интереснее, и хотелось бы сказать, что чеховские фразы отдают женофобским душком, но это не совсем так, скорее, в целом мизантропическим и грустно-безнадежным, хотя в конце спектакля вроде бы и даруется надежда на возможность счастья хотя бы для тех, у кого жизнь впереди: "чувство молодости, здоровья, силы, - ему было только 22 года, - и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла."
Рецензии
Рецензия на спектакль «Записные книжки»
Студия театрального искусства Сергея Женовача Антон Чехов «Записные книжки»
7 октября 2011, Ирина Тарасова
Читайте про другие
события
Статьи по теме
Спектакли для весеннего настроения
Новая старая драма: лучшие спектакли в Москве
Новый театральный сезон: что смотреть прямо сейчас
Топ-5: лучшие премьеры сезона
Театр в сентябре: самые громкие премьеры нового сезона
Актеры «Записные книжки»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
БродскийМаяковскийБлок
Минималистичный спектакль-концерт собран из стихотворений трёх важнейших поэтов XX века — Иосифа Бродского, Владимира Маяковского и Александра Блока.