Театр сатиры

Оценка редакции
Театр сатиры

Московский театр, основой репертуара которого является комедия.

Театр Сатиры был образован в 1924 году. В первые годы в репертуаре театра преобладали произведения не являющиеся пьесами в прямом смысле этого слова — это были обозрения на темы политики, быта, пародийные («Москва с точки зрения», «Захолустье», «Национализация женщин», «Нужная бумажка», «Спокойно, снимаю!», «Семь лет без взаимности», «Европа что надо», «Чужая голова», «Текущие дела», «Мишка, верти»).

Уже в начале 1930-х годов основой репертуара становится бытовая комедия. В 1940—1950-е годы театр ставит произведения Маяковского («Баня», «Клоп», «Мистерия-буфф»), эти спектакли становятся этапными для театра. Художественный руководитель театра — Александр Ширвиндт.  В труппе — немало знаменитых артистов: Вера Васильева, Михаил Державин, Наталья Селезнева и другие.

Отзывы о «Театр сатиры»

Ещё 75 отзывов
Татьяна Татьяна 7 марта, 08:32

На «Чердаке сатиры» при полном аншлаге прошла премьера спектакля «Старушка в подарок». Поставил его режиссер Антон Непомнящий.

Сюжет постановки основан на ситуации, которая может стать настоящим кошмаром для любого покупателя квартиры в Москве.
Молодая пара из провинции, Дима (актер Максим Финогенов) и Ксения (Янина Студилина), покупают квартиру мечты где-то между Пречистенкой и Остоженкой. Стоит она очень недешево. Но ребята, у которых случились большие деньги, не могут удержаться от этой покупки. Ведь квартира роскошная, целых семь комнат, и с видом на собор! Правда, прилагается к ней древняя на вид старушка Изольда Арнольдовна (Ольга Суркова), живущая в дальней комнатке. Но риелтор (Андрей Анкудинов) им объясняет, что в столице это обычное дело, да к тому же другие покупатели в очереди стоят, надо хватать, пока не увели. Ну, они и хватают.
Но радость удачливых покупателей длится недолго. Буквально на следующий день старушка оказывается не такой уж и дряхлой, и начинает их изводить мелкими пакостями – сначала Диму, который блогер-миллионник и работает из дома, а потом и Ксению. И тут уж в ход идет всё: и пересчитывание таблеток в баночках, и приглашение на дом хора старушек из Московского долголетия.
Доходит до того, что супруги начинают задумываться, как им прихлопнуть зловредную старушку, но вот незадача – при малейшем инциденте в квартире появляется участковый (Андрей Анкудинов), готовый всех арестовать. И тут старушка в разгаре ссоры вдруг дает дуба сама – переволновалась, видать. Участковый тут же прибегает, угрожает арестом и сроком за убийство, и риелтор тоже вовремя является, предлагает продать квартиру по цене значительно ниже начальной – тогда, мол, дело будет закрыто. Ну, тут уж не до жиру, в тюрьму не хочется, и ребята соглашаются. И грустно возвращаются обратно в свою провинцию – без квартиры и без денег…
А вдруг ожившая и вполне бодрая, жизнерадостная, моложавая, нарядная Изольда Арнольдовна празднует победу и немалый финансовый куш вместе с риелтором, который оказался ее сыном, и участковым.
Тут уж всё сразу: и сочувствуешь молодой паре, и посмеиваешься над выходками старушки, и вспоминаешь знаменитое высказывание Булгакова о том, что москвичей испортил квартирный вопрос. Но яснее ясного, что мошенничества вокруг нас уже так много, что оно становится повсеместным фактом нашей жизни, и с новостного экрана переползает и на сцену театра.
Но тот, кто предупрежден, тот вооружен. Поэтому посмотреть и задуматься точно стоит. И впредь быть осторожнее…

Дария Дария 24 февраля, 09:27

На прошлой неделе на Чердаке Сатиры успешно прошла премьера сатирической комедии «Старушка в подарок» (автор В. Герасимов) режиссера Антона Непомнящего.


В первый день показа была не протолкнуться - в результате мне досталось место на отдельном стуле у стены с отличным обзором, а некоторые блогеры даже были развёрнуты практически на входе - на следующий день показа.


Сюжет незамысловат, предприимчивые люди, парочка «немамонтов», блогер и психолог, и роскошная квартира в центре Москвы со старушкой - казалось бы, штамп на штампе и вторичность, но смотреть приятно.

Оригинальная сценография Бориса Шлямина - он расположил на поворотном круге чердака последовательно семь комната квартиры, попеременно сменяющих друг друга на протяжении динамичного действия.


Забавно в действия были впелетены локальные «московские мемы» и одновременно острые социальные вопросы - взять даже хор активных деятельных старушек из «Московского долголетия», которые приходят на репетицию в многострадальную квартиру, поскольку в “Долголетии» - очередной ремонт.


Ольга Суркова убедительна в роли хитрой старушки Изольды Арнольдовны, и в самом начале, с ходунками, и в конце, когда перед зрителем предстанет элегантная пожилая дама в компании торжествующих подельников с сигарами.


Легкая комедия была бы отличным вариантом в канун гендерных праздников, но увы, сейчас даже на апрельские показы остались штучные билеты (невзирая на все нововведения с паспортами), и их надо вылавливать на сайте театра.

Елена Елена 23 февраля, 10:26

Новый художественный руководитель Театра Сатиры, народный артист России Евгений Герасимов выразил желание продолжить историю великого театра. «Театра, в который приходили люди для того, чтобы и отдохнуть, и посмеяться. И уйти с хорошим настроением» и пока ему это прекрасно удается, подтверждением чему служит состоявшаяся на днях на сцене Чердак Сатиры премьера сатирической комедии «Старушка с подарком» - практически ремейка американской комедии «Duplex» режиссёра Дэнни Де Вито, действие которой перенесено в центр Москвы.
За полтора часа действия развитие событий в этой комедии будет таким, что название «Как пришить старушку» станет для спектакля более подходящим.
А речь в нем пойдет о том, как хитроумные мошенники разводят молодых, амбициозных провинциалов, приехавших покорять нашу столицу и добившись каких-то результатов, уже считают себя крутыми, но, надев на нос «розовые очки» и впав в эйфорию, они становятся очень легкой добычей. Что и случилось в новом спектакле Театра Сатиры.
Мне очень понравилась сценография спектакля – это не первая работа талантливого художника Бориса Шлямина, которой я восторгаюсь! Он умудрился здесь, используя поворотный круг и два уровня сценического пространства разместить на небольшой по размеру сцене аж семикомнатную квартиру! Браво!!!
Прекрасно потрудился и художник по свету Евгений Лисицын.
Поставил спектакль режиссер Антон Непомнящий, с которым Евгений Герасимов в последнее время активно сотрудничает.
В роли той самой Старушки выступила старожил Театра Сатиры Ольга Суркова (в труппе с 1982 года). Ох и поиздевалась она над незадачливой парой, решившей купить квартиру на «Престиженке» (остроумное название района между Пречистенкой и Остоженкой) по цене раза в три ниже рыночной в надежде, что Старушка, проживающая в одной из комнат, скоро «отдаст Богу душу»!!! Эх, молодежь, не читали они, наверное, в детстве пушкинскую сказку про Балду, мораль которой «Не гонялся бы ты поп за дешевизной!», да и поговорку о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке или не знали, или от радости стать обладателями элитной недвижимости, напрочь позабыли…
Молодую пару, которая не выдержала тщательно спланированных старческих «чудачеств» (одна надомная репетиция хора из Московского долголетия чего стОит) весьма убедительно сыграли Максим Финогенов, на счету которого в этом театре почти два десятка ролей, несмотря на то, что он лишь в 2021 году закончил Щукинское училище и приглашенная из Театра на Малой Ордынке актриса Янина Студилина.
В «банду» мошенников, помимо Старушки входит еще ее сын, выдающий себя за риелтора (как всегда очаровательный комединый актер Андрей Анкудинов) и как по мановению волшебной парочки появляющийся полицейский (заслуженный артист России Валерий Гурьев) – ох, и натерпелась же страха наша молодая пара от перечисления им всех уголовных статей, которые они, якобы, нарушили…
Так что, спектакль будет весьма полезен многочисленным «понаехавшим» в столицу, может предостережет их от опрометчивых решений!

Elena 22 февраля, 10:53

На этой неделе мне удалось побывать на предпоказе спектакля «Старушка в подарок» на Чердаке театр Сатиры.
Автор пьесы — Владимир Герасимов, хотя кажется, он просто адаптировал для нашей сцены и нашего времени известный уже сюжет: молодая пара покупает великолепную квартиру, но «с отягощением» — в одной из комнат доживает свой век старушка, бывшая хозяйка апартаментов, которая на деле оказывается похуже шумного полтергейста.
Несмотря на ощущение того, что сюжет всем откуда-то как бы знаком, режиссеру Антону Непомнящему удалось создать спектакль и динамичный, и смешной, и *************, и даже, я бы сказала, изящный в некотором роде. Удивительно удачно здесь все (впрочем, для этого театра и не удивительно). Сценография Бориса Шлямина просто великолепна: на первый взгляд кажущаяся традиционной (если не сказать старообразной): декорации, представляющие нам квартиру в центре Москвы, — на деле оказывается подвижной (поворотный круг на малой цене — это для меня оказалось несколько неожиданно) и напичкана разными сюрпризами :) Костюмы тоже создал Борис Шлямин, и надо сказать, что подобраны они идеально, просто таки с невероятной точностью соответствуя образам и сюжету!
Я не знаю, кто подбирал музыку, но хочется аплодировать стоя: так разнообразно и оригинально подобраны всем знакомые мелодии! Тут и звуки всем известной заставки из «Санта-Барбары», и «Поникли лютики», и Salut, и тема из «Розовой пантеры», и даже тяжелый рок… и это далеко не все — а ведь спектакль даже не музыкальный!
Все герои этой истории очень узнаваемы — кажется, они легко могут быть нашими соседями или встречаться на улице. Шустрый, обаятельный, чрезвычайно деятельный риелтор (Андрей Анкудинов), который легко убеждаем молодую пару, что им просто необходима эта огромная квартира «на Престиженке» — слева Остоженка, справа Пречистенка. Старушка Изольда Арнольдовна (Ольга Суркова), при первом знакомстве выглядит совсем плохо, усыпляя бдительность новых хозяев, а на деле оказывается невероятно активной и изобретательной вредительницей почище небезызвестной Шапокляк.
Молодая пара — типичные представители нынешней молодежи: Дима — блогер (Максим Финогенов), Ксения — психолог, которая сама заявляет: "Все психологи – шарлатаны, я тебе точно говорю!" (с) (Янина Студилина), уверенные, конечно, что вот эта квартира за 40 млн — это именно то, что им нужно! И ничего, что таких денег у них нет, существуют же кредиты!
Не буду раскрывать всё, но поверьте, что вы будете искренне сопереживать молодой паре и восхищаться креативностью и артистизмом Изольды Арнольдовны! :)
На первый взгляд это все просто комедия. Но уже после спектакля, отсмеявшись, понимаешь, что положительных-то героев в этой истории нет. Молодые люди, работающие непонятно кем и живущие не то что не по средствам - а очень сильно не по средствам. Всерьез рассуждающие о муладхарах и о том, что "энергетический мост между гостиной и кухней - ковер из шерсти белой козы-девственницы". В общем, эти герои нашего времени, кажется, специально были выращены для благоденствия таких вот ловких риелторов и очаровательных старушек. Эпиграфом к этой истории могли бы быть строчки из старой песенки: «Покуда есть на свете дураки, обманом жить нам, стало быть, с руки» (с)
Искренне советую этот спектакль - это почти полтора часа чистого удовольствия!

Елизавета Ефремова 18 февраля, 02:53

"Старушка в подарок" в театре Сатиры

В театрах Сатиры и На Малой Ордынке, которыми ныне руководит Евгений Герасимов, премьеры появляются со скоростью грибов после дождя. На этот раз я побывала на спектакле, поставленном Антоном Непомнящим "Старушка в подарок". Автором пьесы значится Владимир Герасимов, но сюжет очень уж напоминает американскую чёрную комедию 2003 года "Дю́плекс" (англ. Duplex) режиссёра Дэнни Де Вито, снятую по сценарию Ларри Дойла. Только действие перенесено на нашу, российскую, почву, и молодая пара покупает шикарную квартиру своей мечты не в Бруклине, а где-то между Остоженкой и Пречистенкой. Так что "Старушку в подарок" можно смело назвать ремейком.
Честно говоря, я весь спектакль очень сопереживала молодоженам Диме (Максим Финогенов) и Ксении (Янина Студилина), попавшим в лапы шайке опытных мошенников. У Изольды Арнольдовны (Ольга Суркова), риелтора, в финале оказавшимся ее сыном (Андрей Анкудинов) и полицейского (Валерий Гурьев) это дело явно не первое и останавливаться они не собираются. Так что спектакль "Старушка в подарок" очень полезен: он несет юридические знания в массы. Молодые люди, посмотревшие его, надеюсь навсегда запомнят, что покупать вторичку с обременением нельзя ни в коем случае. А то ведь все считают себя шибко умными и старших не слушают.
Спектакль идет на "Чердаке Сатиры" и сценограф Борис Шлямин, удачно используя поворотный круг, встроил на небольшую по размеру сцену, просторные апартаменты, состоящие из семи комнат. Очень остроумно обыгрывается всяческая чертовщина, при помощи которой Изольда Арнольдовна выводит из равновесия несчастную Ксению. Хор старушек из Московского долголетия удачно встраивается в череду козней, направленных на мучительство Димы.
Я еще в детстве заметила, что отрицательные герои всегда получаются ярче положительных. Вот и сейчас преобразившаяся Изольда Арнольдовна в компании подельников попивает коктейли на Багамах, а обнищавшие Ксения и Дима эвакуируются в Улан-Уде - только там им хватит оставшихся денег на приобретение квартиры, при условии, что они научились не ходить по граблям.
Спектакль "Старушка в подарок" очень динамичный, идет всего полтора часа без антракта, так что вечером после работы смотреть его будет не утомительно. Кроме того в данном случае мы получаем в одном флаконе культпоход и юридический ликбез, завернутый в фантик черной комедии, а это поистине бесценно.

Мария 27 января, 06:23

На Прогресс-сцене Армена Джигарханяна теперь уже Театра сатиры прошла премьера спектакля «Филумена Мартурано, или Страсти по-итальянски».
Легкая комедийная постановка в очень красивых интерьерах. На сцене кипят итальянские страсти между главными героями. Сюжет старшему поколению будет знаком по фильму «Брак по-итальянски» с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. Уникальность пьесы Эдуардо Де Филиппо в том, что он с юмором пишет о серьёзных вещах.
Мне понравилось, есть над чем посмеяться, есть о чем подумать.
Главные герои подобраны удачно: Юрий Васильев харизматичен и обаятелен, Екатерина Волкова роскошна и блистает в красивых нарядах.
Радует, что спектакль может похвастаться не только прекрасной игрой всех актеров, находящихся на сцене, но и декорациям и костюмам.

Татьяна Татьяна 25 января, 10:01

Театр Сатиры входит в новое столетие с любовью зрителей! Девять спектаклей- девять премьер ожидают поклонников Мельпомены в стенах театра в юбилейном году.
Художественный руководитель народный артист России Евгений Герасимов на пресс-подходе перед спектаклем пообещал, что центр культурной жизни столицы переедет сюда, на Прогресс- сцену(Ломоносовский проспект, 17).
Роскошный зрительный зал, обновлённый звук и свет - всё призвано, чтобы Прогресс-сцена приобрела новое дыхание и свежее звучание, а стены храма искусства наполнялись зрительскими голосами, эмоциями и овациями.
Антон Непомнящий - режиссёр и играющий артист- создал комедию с элементами драмы. 10 насыщенных дней репетиций, и неаполитанская история о ненависти/любви заставляет первых зрителей смеяться и плакать. В этом - радость профессии артиста, её адреналин. "Сегодня не будет пародии на итальянский фильм Витторио де Сика", - пообещал Евгений Герасимов перед премьерой.

Si vis pacem, para bellum, или "Вовремя выгнанный муж возвращается бумерангом " - так можно определить идейное наполнение этой ироничной, нетленной мелодрамы Эдуарда де Филиппо.
Просторная столовая, роскошно меблированная в стиле 1900-х годов, плакетки на стенах, китайские вазы. На заднем плане за стеклянными дверями видна широкая терраса с зимним садом. Декорации относят зрителя к временам короля Умберто (сценография и костюмы - Ирина Сид). Здесь, в обстановке родительского дома Доменико Сориано(Юрий Васильев) разыгрывается настоящий фейерверк итальянских страстей. Неаполитанка Филумена (Екатерина Волкова), ожидающая в течение 25 лет своего обручения с успешным, обеспеченным Доном Доменико, ждёт торжества своей священной правоты.
Эта женщина прожила тяжёлую жизнь, полную борьбы и разочарований. Её жесты широки и открыты, а голос звучит решительно и искренне - такие люди обладают внутренней силой, которые придаёт им уверенность в собственной правоте. В облике неаполитанки нет вульгарности, она вызывает своими поступками уважение и сочувствие.
Вечный холостяк "синьорино дон Мими", решивший на шестом десятке лет связать себя узами брака с юной прелестницей Дианой, не видит никаких препятствий к тому, чтобы наконец-то избавиться от надоевшей ему за 25 лет женщины и откинуть её, как сбрасывают туфли на ночь перед сном.

Итальянское танго звучит на протяжении всего спектакля, усиливая эмоциональный фон действия. И зритель внимательно следит за перипетиями лихо закрученного сюжета пьесы. Он переживает за трио прекрасных сыновей Филумены, которых она втайне растила и поддерживала все эти годы.
Весёлые, энергичные Умберто, Риккардо и Микеле вносят кураж и азарт в действие, а их синхронное "Да, папа! " вызывают слезы умиления у всего зрительного зала.

Преданная и верная семье донна Розалия Солимене(Ксения Громова), всегда была рядом с Филуменой в горестные минуты и готова разделить с ней приближающееся, долгожданное счастье.
И наконец свадебный кортеж из взрослых сыновей, ведущих родителей к венчанию, является истинным венцом постановки, заставляя поверить в чудо в этот удивительный вечер!

Премьера вышла на славу!
Долгой жизни спектаклю и полных залов на Прогресс- сцене.

Катерина Катерина 21 января, 03:11

Московский академический театр Сатиры отметил свое столетие премьерой — трагикомедией по Гоголю «Игроки». Режиссер Альберт Хасиев, дебют, между прочим, взял классику и сделал ее современной, но без потери сути.

Гоголь здесь, конечно, главный, но звучит он по-новому. В центре спектакля — шулер Ихарев (Сергей Шнырев, браво!), который выигрывает 80 тысяч рублей с помощью крапленой колоды. Эту колоду он с трепетом называет Аделаида Ивановна, а в спектакле она — восточная красавица, соблазнительная, обманчивая, как и сам азарт.

Интересна атмосфера спектакля. Темные тона, движущиеся предметы, которые будто живут своей жизнью, и яркие акценты: красные люстры, бархатные стулья, синий фон с ромбами. Мультимедиа вплетены так, что не отвлекают, а дополняют. Все это вместе — как метафора мира, где иллюзии ярче реальности.

Сюжет, если в двух словах: Ихарев встречает трех таких же проходимцев, и они вместе замышляют аферу. Сначала — против помещика, потом — против его сына. Но финал, как всегда у Гоголя, ироничный. Аделаида Ивановна, которая помогала Ихареву обманывать других, не спасает его от собственного краха.

Спектакль цепляет. Не только потому, что красиво и динамично, но и потому, что про нас. Про азарт, про жажду легких денег, про то, как мы сами себя загоняем в ловушки. Гоголь писал это почти 200 лет назад, но, кажется, ничего не изменилось.

Если вы любите театр, который не просто развлекает, но и оставляет послевкусие, «Игроки» в театре Сатиры — это ваш вариант. И да, после него вы еще долго будете вспоминать Аделаиду Ивановну. 😉

Екатерина 28 ноября 2024, 05:54

26 ноября произошло знаменательное событие в истории театра - гашение почтовой марки, выпущенной к 100-летию Московского театра сатиры.

В честь его юбилея Почта России и АО
«Марка» выпустили коллекционный тираж марок с изображением исторического здания Сатиры.

Торжественная церемония происходила на сцене «Чердак сатиры» в присутствии СМИ и приглашенных лиц.

Художественный руководитель театра Евгений Герасимов поставил на марку особую печать - символ принадлежности марки к коллекционным артефактам. И…. они уже поступили в продажу!

Также на церемонии принимали участие заслуженный артист России Андрей Анкудинов и актриса Театра сатиры Любовь Козий.

Но, гашением марки празднование юбилея не заканчивается, и Е.Герасимов анонсировал 1 декабря в театре грандиозный концерт, а потом, ночью… в метро… будет запущен тематический поезд с афишами и историей театра.

В общем, интересного будет много, ждем!

Ольга Ольга 9 ноября 2024, 11:21

В этом году театр Сатиры отмечает свое столетие. Также 2024 год это 215 годовщина со Дня рождения Николая Гоголя. Соединение этих дат позволили нам лицезреть невероятную постановку гоголевских «Игроков» в постановке нового молодого режиссера Альберта Хасиева
«Игроки» одно из самых любимых произведений театральных режиссеров. Возможно один из первых образчиков плутовского романа в литературе. Уже потом будут такие хиты, как «Похождение бравого солдата Швейка», «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».
«Игроки», полагаю, большинство зрителей знало наизусть, но несмотря на знание сюжета, было интересно наблюдать за его развитием на сцене Сатиры. Более всего поразила сценография и пластика актёров. Было масса сцен, когда актеры не ходили прямо, а стремительно скользили по сцене, невероятно изгибаясь. Из зала, это выглядело, как отдельное пластической шоу, смотреть которое интересно даже без текста Гоголя.
Спектакль показался мне не типичный для театра Сатиры. Было много тонкого юмора, сыгранного во взглядах и движениях. Грамотно использовался мультимедийный задник. В первой сцене, струящийся по задник снег создаёт полную иллюзию метели. Все это под прекрасно подобранную народную музыку сразу задает тон постановки.
Красиво решена сцена с появлением из огромного сундука великолепной спутницы Ихарева, его бесценной карточной колоды Аделаиды Ивановны. Есть а ее образе что то завораживающее, восточно манящее и соблазнительное.Таких ассистентов обычно выбирают карточные шулеры для отвлечения внимания публики
Вся игра актеров очень легкая, я бы сказала летящая. Если сравнивать театральные версии разных театров, то "Игроки" в театре Гоголя, более яркие, эпатажные. В Сатиры с их хорошо подобранными народными песнями, Игроки получились тонкими и изысканными

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про лучшие
события

Театр сатиры - адрес на карте

Фотографии к «Театр сатиры»

Статьи по теме