Мировая премьера: 11 июня 2004
Вторая часть знаменитой трилогии Питера Гринуэя.
Гений современного экрана Питер Гринуэй этой зимой довез таки и до России полную версию «Чемоданов Тульса Люпера», кинотрилогии об истории урана
Премьерный показ «ядерных чемоданчиков» состоялся в конце декабря в столичном кинотеатре «Киномир», а уже 11 января все три части фильма выходят в широкий прокат. Увидеть их сможет каждый, и что самое интересное, в любой последовательности. Но в авторской версии эта цепочка выглядит так: «Эпизод в Моабской пустыне» - «Из Во к морю» - «От Сарка к финалу».
Фильм посвящен англичанину Тульсу Люперу, первооткрывателю урана, писателю, создателю многочисленных проектов в области живописи, кино и театра и самому великому узнику XX века. Постоянная подозрительность окружающих, неравнодушных к его чудачествам, превратила Люпера в вечного заключенного. Случай заводит героя в Моабскую пустыню, обитель мормонов, где его ждут нетеплый прием и первое место заключения - тюрьма под полуденным солнцем. Эта «ходка» не станет последней - он посидит в привокзальной кутузке Антверпена, станет невольником страсбургского кинотеатра, попадет на необитаемый остров посреди Ла-Манша и посетит другие места «не столь отдаленные». Итого: 16 заключений. Широким шлейфом за Люпером тянутся тонны бумаг – эссе, формуляров, записок, романов. Он пишет детские рассказы по-фламандски, мягкую эротику по-немецки, прошения по-французски. Кроме творческого багажа, ему удается нажить багаж и вполне материальный – 92 чемодана до отказа набитых странными вещами: собачьими костями, картинами Энгра, радиоактивными металлами, рыбами, лягушками, встречаются там и телефон, и видеокамера, и даже младенец. Странным весь этот «скарб» кажется лишь на первый взгляд. На второй становится очевидно, что в чемоданах собран - не больше и не меньше - тот набор объектов, с помощью которых каждый человек познает мир… Кстати, число 92, как и любая цифра в фильме, неслучайно. 92 – это атомное число урана, одного из ключевых элементов XX века и одного из главных элементов устрашения времен «холодной войны» между Советской Россией и Западом.
Говорят, что Гринуэй выдохся, словно пиво в открытой бутылке, что время его уходит. Мол, он становится нудным; смотреть его невозможно. Действительно, для того, чтобы понять режиссерский язык, нужны усердие и упорство. В последней картине мастера количество самоцитат и отсылок к предыдущим работам зашкаливает за десяток: здесь и «Интервалы», и «Контракт рисовальщика», и «Живот архитектора», и «Повар, вор, его жена и ее любовник», и «Отсчет утопленников» - все те работы, что сделали британского волшебника знаменитым. Пик его популярности пришелся на конец прошлого тысячелетия. Сегодня Питер Гринуэй снимает мультимедийное кино: фирменный полиэкран, постоянное использование цветофильтров, нелинейный сюжет, «размазанная» по всей картине главная музыкальная тема. Иногда экранное полотно делится на шестнадцать красочных окон, и в каждом из них происходит действие, кажущееся важным.
Вечные спутники Гринуэя - неполиткорректные шутки и появляющиеся тут и там голые тела особ обоих полов. Но посмотреть всю трилогию целиком стоит не из-за них, и даже не из-за появляющихся в последней части Алексея Булдакова и Ренаты Литвиновой, - главное назначение «Чемоданов» в том, что фильм разрушает привычное восприятие хода событий, знакомого нам по образцам киноклассики и голливудским блокбастерам. Это абсолютно иное кино: рассудочное, а не бездушное; прохладное, но не ледяное; трудное, но не скучное. Причудливый сплав из цитат и эпох - вот, что символизирует столь странный багаж, доставшийся нам от Тульса Люпера. Но даже после того, как тайна героя раскрыта, на губах, словно капельки варенья, остается странная усмешка. Усмешка удивления.
Булат Назмутдинов