Ретроспектива фильмов «Гленн Гулд: 50 лет спустя»

В честь 50-летия гастролей великого канадского пианиста Гленна Гулда в Москве посольство Канады и Центральный дом предпринимателей проводит ретроспективу фильмов, посвященных музыканту.
 
Полвека назад, 7 мая 1957 года, в девятом часу вечера, в Москве на улице Герцена наблюдалось странное явление. С трех сторон к Большому залу консерватории бежали толпы возбужденных людей. Можно было подумать, что там высадился марсианский космический корабль, и люди спешили его увидеть, боясь пропустить малейшую деталь.

В этот вечер в столице СССР играл не просто зарубежный гастролер, а первый канадский музыкант, когда-либо посещавший Советский Союз. Он был почти юношей (ему исполнилось 24 года), и звали его Гленн Гулд.

Поскольку это имя мало что говорило советским любителям музыки, в начале концерта зал был наполнен лишь на треть. Однако в перерыве почти все, кто услышал игру пианиста, дружно бросились к таксофонам, звоня своим друзьям и знакомым и призывая их бросить всё и немедленно мчаться на концерт.
 
Во втором отделении зал был уже переполнен. Концерт закончился длительной стоячей овацией, не смолкнувшей и тогда, когда в зале погасили свет, а музыкант покинул здание. Билеты на два последующих выступления, состоявшиеся в Зале имени Чайковского 8 и 11 мая, были раскуплены в считанные часы. Кроме того, произошел почти беспрецедентный случай: на сцене выставили дополнительные стулья для зрителей. Несколькими днями позже ситуация почти с точностью повторилась в Ленинграде.
 
К великому сожалению, этот визит Гленна Гулда в Россию стал единственным, хотя связи с нашей страной он сохранил до конца жизни, поддерживая дружеские отношения со Святославом Рихтером, Мстиславом Ростроповичем и другими музыкантами, а также вспоминая об особенной русской публике, которая принимала его так, как никогда и нигде больше.

Любые сочинения – будь то прелюдии и фуги Баха или фантазии Свелинка, сонаты Моцарта или концерты Бетховена, пьесы Шенберга или Вариации Веберна, – Гулд играл так, как будто они написаны только вчера и им самим, или же, по крайней мере, специально для него – такова была степень слияния пианиста с исполняемой музыкой, его проникновения в самую ее суть. Музыкант почти непрерывно сопровождает свою игру негромким пением, словно наполняет живым дыханием рукописи прошедших эпох, вновь и вновь магически воскрешая их к жизни.
 
Гленн Гулд стоит в одном ряду не только с великими пианистами ХХ столетия, такими как Альфред Корто и Владимир Горовиц, Артур Шнабель и Святослав Рихтер, но и с величайшими музыкантами-исполнителями всех времен – Артуро Тосканини и Гербертом фон Караяном, Иегуди Менухиным и Исааком Стерном, Пабло Казальсом и Мстиславом Ростроповичем.

Многие из тех, кто был на концертах Гленна Гулда в СССР полвека назад, признавались, что это событие оказало колоссальное влияние на их жизнь и судьбу, изменило их представление не только о музыке, но и о мире в целом. Однако главной была переоценка ценностей, осознание того, что жизнь есть не только суета и рутина – в ней скрыты подлинная красота и гармония, тайное божественное предназначение, которое трудно выразить словами, но можно явственно ощутить, встретившись с чудом музыки в исполнении гения, каким был Гленн Гулд.

Р. Берченко
 
 
Расписание показов:
 
 
25 мая, пятница
19.00 Открытие.
Гленн Гулд: Путешествие в Россию (Фильм представит режиссер Иосиф Фейгинберг)
26 мая, суббота
17.00 Glenn Gould. On the Record. Glenn Gould: Off the Record
27 мая, воскресенье
17.00 32 коротких фильма о Гленне Гулде

Все показы проходят в кинотеатре 35 мм.

Отзывы о «Ретроспектива фильмов «Гленн Гулд: 50 лет спустя»»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 0)

Читайте про другие
события