Два в одном
Кира Муратова умеет удивлять больше любого другого режиссера ее поколения; неожиданный пример тому – первая творческая неудача, которую можно назвать блестящей.
«Два в одном» - мини-альманах, экранизация двух пьес постоянных муратовских соавторов – супруга (Евгения Голубенко) и ученицы (Ренаты Литвиновой), объединенных искусственно, но не без изящества.
В пьесе № 1 («Монтировщики») идет подготовка театральной премьеры: лениво сколачивая громоздкую декорацию «монтировщики» скандалят и сплетничают, не обращая внимания на труп повесившегося посреди сцены актера в костюме Гамлета. Выяснив «производственные» отношения, рабочие покидают подмостки; гаснет свет, поднимается занавес, начинается спектакль «Женщина жизни» - пьеса №2. Новогодняя ночь заметает окна рассыпчатой вьюгой. Чудаковатая брюнетка, рассчитывая оградиться от домогательств собственного отца, приводит в гости к ловеласу-родителю подругу-блондинку. Под граммофонные арии Пуччини и звон бесчисленных бокалов шампанского похотливый пенсионер намеревается овладеть ветреной незнакомкой в специально оборудованной комнате своей антикварной квартиры...
Аппетитные ингредиенты муратовского стиля присутствуют в обеих частях, но жанровый коктейль вроде «Трех историй» или «Настройщика» на сей раз не получается. Фирменным клоунам (непрофессиональным актерам знакомым нам по прежним одесским картинам Киры Георгиевны) не достает эффектных масок, жестов и реплик, профессиональным исполнителям – драматургии (обе новеллы лишены развязок), оператору – натуры и света (действие разворачивается в довольно условных интерьерах). Искорки всегдашнего юмора режиссера тонут в суетливой кутерьме неряшливо сыгранных сценок. Скучен Баширов, едва появляется в кадре Русланова, мимолетен Жан Даниэль, печальна и рассеянна Бузько… Роковым грузом основной части становится сам главный герой – ветхий секс-тиран в исполнении темпераментного, но болезненно-самолюбивого Богдана Ступки. Спасает ситуацию Литвинова, ярко исполнившая (немногословную, на сей раз) партию хабалки-блондинки – роковой музы старика-разбойника. Но и в случае Литвиновой складывается впечатление, что главную роль своей жизни она отыграла в предыдущей муратовской картине, переквалифицировавшись в звезду эпизода. В сущности, Рената Муратовна (отчество подлинное) выросла в звезду гламурного масштаба из творчества Киры Георгиевны. В «Увлечениях» воодушевленно декламировала собственного сочинения медицинско-мизантропические монологи, в «Трех историях», не выходя из образа «сестры милосердия», соблазняла акушера-Охлобыстина, лениво топила мать и «ставила этой планете «0», в «Настройщике» являлась на пороге светских старух (актрис Демидовой и Руслановой) в траурном платье Смерти с косой «переписывающей население». Параллельно снималась, писала и снимала (не столь удачно)… В «Два в одном» Литвинова идеально вписалась в собственноручно созданный образ безвозрастной тинэйджерки, прожжено-легкомысленной и увесистой, как тертый пятак, сияющий жирной точкой головокружительной творческой карьеры. Прочим муратовским персонажам повезло меньше: они решительно наскучили мастеру; устав от своих гротескных, но одномерных клоунов, Муратова проявила прежний талант лишь в визуально изысканных мизансценах. В этих безмолвных «живых картинах» («парад» былых «Любовей» под окнами нелепого старика, эпилог, отыгранный на титрах торжествующей героиней Литвиновой) появляется настроение завораживающей новогодней сказки, обещая эффектное развитие в дальнейшем творчестве самого выдающегося мастера отечественного экрана. Относительные успехи наших именитых и начинающих режиссеров на престижных международных фестивалях не выдерживают сравнения с этой шампанской муратовской неудачей.
Алексей Коленский