Спайдервик: Хроники
Потянувшиеся вслед за «Властелином Колец» высокобюджетные фэнтези быстро стали для зрителя привычным кинорационом из дорогих эффектов и сказочных декораций. Кажется, что сказать в жанре что-то новое уже невозможно, – но «Спайдервик: Хроники» с легкостью опровергают это заблуждение.
Семья Грэйс – мама Хелен, старшая дочь Мэллори и два брата-близнеца Джаред и Саймон – перебирается из шумного Нью-Йорка в уютное поместье, окруженное живописным лесом. Дети по-разному реагируют на смену обстановки: не по годам рассудительный Саймон равнодушен к бередящим воображение закоулкам нового дома, а фантазер Джаред влюбляется в имение своего двоюродного дедушки Артура Спайдервика сразу и без оглядки. Но скоро начинают происходить странные вещи, причиной которых оказывается …самый настоящий домовой, охраняющий написанный Спайдервиком «Путеводитель по фантастическому миру вокруг нас». Тут-то и открывается невероятная правда: лес населен сказочными существами, увидеть которых можно только через волшебный камень, а заполучить книгу жаждет злобный великан…
Известием о том, что Голливуд нынче мыслит исключительно франчайзами, никого не удивить. Студии больше не смотрят на отдельные фэнтезийные томики, перекрестье прицела их интересов сходится только на успешных сериалах – «Властелин Колец», «Хроники Нарнии», «33 несчастья Лемони Сникета». Поэтому момент обращения «Спайдервика» в большое кино был исключительно вопросом времени: к осени прошлого года «Хроники» насчитывали уже целых девять книг.
У сочиненных американкой Холли Блэк историй есть один ключевой момент, отличающий их от прочих жанровых компаньонов. «Спайдервик» - это не просто виртуозно выстроенный в голове писательницы мир, но целая Вселенная, иллюстрированная Тони ДиТерлицци. Каждое описанное на страницах существо имеет свой, строго определенный и неподдающийся изменению облик – и именно этот фактор сдерживал напор продюсеров, жаждавших заработать на успешной серии: Блэк и ДиТерлицци наотрез отказывались иметь дело с Голливудом без твердой гарантии, что увидят на экране придуманные ими создания. Проводя аналогии, это как если бы взявшийся снимать мультфильм про Мурзилку художник вдруг решил бы отказаться от канонического образа желтого мохнатого человечка в красном берете – такого поворота событий дуэт создателей «Спайдервика» боялся сильнее всего.
Надо сказать, что жесткая позиция не была звездным капризом. Несмотря на то, что на страницах книг действуют вроде бы привычные всем гоблины, феи и тролли, облик существ сильно отличается от их классических трактовок. Гоблины в «Хрониках» похожи на маленьких косолапых жаб, перемещающихся на двух лапах, ловко орудующих шпажками и одетых в пиратские камзолы. А тролль – вовсе не неуклюжая громадина с дубиной, а жуткое и проворное подобие варана, обитающее в разветвленной системе подземных тоннелей. К счастью для авторов Марк Кэнтон, продюсер бережной к оригиналу экранизации комикса «300 спартанцев», проявил к их сочинениям неподдельный интерес, а Кэтлин Кеннеди, спродюсировавшая все четыре серии «Индианы Джонса» выступила твердым гарантом незабываемого зрелища.
Результат получился под стать буйной фантазии Блэк и ДиТерлицци: даже самый пресытившийся фэнтези зритель гарантированно почувствует себя ребенком, жадно открывающим новый мир. А уж когда в кадр полезут фантастические создания, времени на осмысливание происходящего не останется – невероятный бестиарий поразит воображение, а сцена погони тролля за Джаредом и Мэллори заставит забыть даже ураганных «Трансформеров».
Имея в сюжете немало невообразимых существ, создатели фильма искали лучших специалисты по спецэффектам. И они нашлись – на студии Industrial Light & Magic, обеспечивающей все ленты и под крылом у главного специалиста по разработке персонажей и покадровой анимации Фила Типпета. В его послужном списке есть многое – от «Звездных войн» и «Робота-полицейского» до «Парка Юрского периода» и «Эволюции».
Денис Данилов