Смертельный номер
На экраны выходит лента «Смертельный номер» – история вымышленной любовной авантюры Гарри Гудини, разыгранная и .
Коллективное бессознательное, о котором так любят рассуждать творцы фильмов-близнецов вроде «Армагеддона» и «Столкновения с бездной» или «Приключений Флика» и «Муравья Антца», с солидным опозданием коснулось и режиссера . Изготовь он свою картину годом раньше, ни у кого и язык не повернулся бы обвинять его подражательстве. Однако после блестящего дуплета из «Престижа» и «Иллюзиониста» тема деконструкции мира сценических трюков оказалась закрытой, и любые попытки сыграть на том же поле выглядят бессмысленной тратой времени.
Совершающий мировое турне великий фокусник Гарри Гудини прибывает с серией выступлений в Эдинбург. Всеобщий любимец и кумир, Гудини щедро делится магией с окружающими, с улыбкой выдерживая сокрушительные удары, чудом избавляясь от цепей и оков и безнадежно страдая по отошедшей в мир иной матери. Устав отбиваться от бесчисленных жуликов и шарлатанов, выдающих себя за медиумов, Гудини объявляет премию в десять тысяч долларов тому, кто докажет существование потустороннего мира, произнеся сказанные его матерью перед смертью слова. В борьбу за баснословный куш вступает местная артистка Мэри МакДжерви, развлекающая горожан нехитрыми розыгрышами, в которых ей ассистирует дочь Бенджи.
Успех любого фокуса только наполовину зависит от виртуозного владения ремеслом. Вторая составляющая удачи кроется в харизме исполнителя – чем больше к нему будет расположена публика, тем охотнее она позволит себя обмануть. Окажись в нужный момент на съемочной площадке человек, что нашептал бы Армстронгу эти слова, мы могли бы иметь увлекательный романтический триллер, нашпигованный трюками Гудини и очарованием здорово смахивающей на Мату Хари Мэри МакДжерви. Но все сложилось так, как сложилось: «Смертельный номер» вышел бледным подобием фильмов Нила Бургера и , а энергии Кэтрин Зиты-Джонс и Гая Пирса не хватило на то, чтобы компенсировать ватную драматургию.
По большому счету, проблем у фильма оказалось всего две, но обе с летальным исходом. Для того чтобы стать ошеломительным триллером, ему не хватило волшебства – разоблачению фокусов Армстронг предпочел галлюциногенные видения и самые дешевые уловки вроде спрятанного за щекою ключа. Не дотягивает он и до романтической истории – между исполнителями главных ролей не пробежало ни одной искры. Более неубедительный экранный роман трудно припомнить – в глазах супруги не читается ни единой эмоции, а финальные лобызания можно заносить в учебники по актерскому мастерству под грифом «пример плохой игры».
Еще непонятнее решение сместить акценты с Гудини на ни чем не примечательную героиню. Зачем вообще в таком случае в картину была введена реальная историческая фигура, если можно было ограничиться собирательным образом «лучшего фокусника на свете»? Из-за этого все усилия Гая Пирса пропадают даром – ему не дают как следует раскрыть характер, хотя и заставляют моделировать образ всамделишного трюкача. Уж лучше бы время, потраченное на биографические ремарки, пустили на развитие динамики сюжета – глядишь, и не вгоняла бы эта история в сон так безнадежно.
Денис Данилов
Авторы фильма использовали элементы настоящей биографии Гарри Гудини, но в сцене его смерти допустили постановочную вольность. Иллюзионист действительно умер от разрыва аппендикса после неожиданного удара в живот, но случилось это в гримерке, куда после выступления ворвался один из восторженных зрителей. Да и ударов было не один, а три.