Конец прекрасной эпохи
Небезупречная, но любовная экранизация довлатовского «Компромисса».
Потеряв работу, ленинградский журналист Андрей Лентулов сперва крепко выпивает в компании коллег, а на утро обнаруживает себя в Таллине и устраивается в местную газету. Эстония по сравнению СССР — практически заграница, но идеология родного «совка», разумеется, никуда не делась. Работа над самой невинной заметкой или над собственной повестью — практически хождение по минному полю, не жизнь, а сплошной компромисс. Проза Довлатова сколь совершенна, столь и трудна на предмет экранизации (опыты можно пересчитать на пальцах; ни одна до проката не добралась) — очень трудно соответствовать. За основу картины взяты сравнительно невинные новеллы из повести «Компромисс». Истории про доярку-ударницу и идеологически правильного младенца, как и в книге, выглядят отдельными главками и срастаться в единое целое не хотят. Но раздробленность компенсируется качеством литературного материала. Из 1970-х Говорухин переносит действие в более киногеничные «шестидесятые» (фильм открывается нарезкой хроники с Гагариным, Хрущевым и Ив Монтаном), прибегает к аутентичному монохрому. Как и главный герой, автор разрывается надвое. Режиссер в авторе будто бьется с партийным функционером и не может ведь не понимать, насколько актуально звучит сегодня: «Это уже не оттепель и не заморозки, а морозы».